Дневник Анны Франк (США, 1958, 1967, 1980)

Дневник Анны Франк, 1958. Режиссер Д. Стивенс. Длительность 150 минут

Дневник Анны Франк, 1967, ТВ, Режиссёр А. Сигал. Длительность 124 минуты

Дневник Анны Франк 1980, ТВ. Режиссёр Б. Сагал. Длительность 109 минут

Юная голландская еврейка Анна Франк (1931 – 1945), погибшая в гитлеровском концлагере весной 1945 года прославилась своим дневником. После начала оккупации её семья долгое время пыталась вести более или менее нормальную жизнь, но в условиях Холокоста это оказалось невозможным. Летом 1942 года, когда угроза депортации и отправки в концлагерь стала очевидной, Франки и их соплеменники и друзья Ван Даны (всего 8 человек)  спряталась в помещении склада принадлежащего Отто Франку. Вход в помещение был замаскирован, а голландские друзья изгоев (прежде всего Ян и Мип Гизы) взялись помогать им продуктами. За две недели, до этого шага, на свой 13-й день рождения, Анна начала писать свой ​​дневник и регулярно пополняла его записями, вплоть до раскрытия убежища и ареста скрывавшихся в нём евреев в августе 1944 года. Все обитатели «схрона» были отправлены в лагеря смерти и погибли там. Отто Франк оказался единственным кто вернулся в Амстердам после войны и получил дневник дочери от сохранивших его голландских друзей. Писания девочки были изданы и приобрели широкий международный резонанс. Несомненные литературные достоинства, наблюдательность и живость изложения показали, что в лице Анны Франк мир потерял незаурядную личность, которая могла бы дать людям много интересного. Трагедия молодого таланта, обречённого на уничтожение только по причине своего еврейского происхождения как нельзя лучше характеризовала бесчеловечность гитлеровской политики Холокоста, поэтому дневник неоднократно становился литературной основой для пьес, театральных постановок и кинофильмов.

Первая попытка создать фильм на основе всемирно известных дневников юной была сделана в 1958 году. Сценарий был написан известными авторами Фрэнсисом Гудричем и Альбертом Хэкеттом. Он оказался настолько удачным, что его неоднократно использовали и в дальнейшем. Лента сделана с большим тактом и бережным отношением к литературному первоисточнику. Создателям киноленты и создателям всех образов удалось передать гнетущую атмосферу оккупации, от которой стремилась укрыться две семьи голландских евреев Франк и Ван Даан. Несмотря на это изгои пытаются наладить нормальную жизнь, находят возможность для празднования Хануки и тихо радуются своему существованию в той небольшой мансарде, которая стала их миром. Специфика показанных в дневниках условий существования предопределила характер изобразительного ряда фильма: его действие развертывается почти все время в одних и тех же интерьерах замкнутых пространств. Единственный вид на свободный от гитлеровцев мир – взгляд камеры в небо. Главную роль Анны достаточно убедительно сыграла 13-летняя модель Милли Перкинс. Это был её дебют в кино, не получивший, однако яркого продолжения. Джозеф Шильдкраут психологически убедителен в образе её  отца, Отто Франка. Особенно впечатляют финальные сцены, где он глубоко переживает смерть дочери, но не теряет при этом ни мудрости, ни достоинства. Добрых слов заслуживают и другие артисты. Лента сделана в традициях кинематографа 1950-х, поэтому её описательность, неторопливый темп к концу фильма выглядит откровенной затянутостью. Фильм был номинирован на несколько наград Академии и выиграл два за лучшую женскую роль второго плана (Шелли Уинтерс) и за операторскую работу.

Прошло всего 9 лет и к «Дневнику» снова обратились американские кинематографисты, на этот раз с телевидения. Режиссёр Алекс Сигал взял уже известный сценарий, сократил его, снял и представил свою версию на суд зрителей. В заглавной роли снялась молодая актриса Диана Давила (р. 1947). Она снималась в сериалах в 1970-е годы и последние сведения о её работах в кино относятся к 1975 году. К сожалению, никаких материалов об этой ленте найти не удалось. Очевидно, она не поднялась выше среднего уровня, несмотря на то, что в роли в роли Отто Франка снялся прославленный актёр Макс фон Зюдов.

В 1980-м американское телевидение предприняло ещё одну попытку оживить сценарий Гудрича и Хэкетта, сократив его до 109 минут – надо полагать для достижения большей динамики. На этот раз за дело взялся Борис Сагал. На заглавную роль была приглашена молодая звёздочка сериалов Мелисса Гилберт (р. 1964). В роли её родителей снялись достаточно известные актёры Джоан Плоурайт и Максимилиан Шелл. И вновь неудача. Телефильм прошёл почти незамеченным. Видимо, чтобы создать запоминающуюся версию понадобились новые подходы, но они появились только в 21 веке. Ни постеров, ни кадров по двум последним экранизациям не обнаружено Материал для любителей еврейского кино и всех, кто интересуется историей Холокоста. (два последних фильма охарактеризованы по различным источникам).

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>