Восхождение (СССР, 1976) Режиссёр Л. Шепитько

Длительность 104 минуты

Экранизация повести В. Быкова «Сотников». Последняя завершённая работа талантливейшего режиссёра Ларисы Шепитько (1938 – 1979).  Фильм-притча о чести и бесчестии, о жестоком нравственном выборе на войне, цена которому достойная смерть или жалкая жизнь. Не случайно он сделан черно-белым; на войне нет полутонов. Стержень сюжета – поединок между фашистским прислужником Портновым (А. Солоницын) и партизаном Сотниковым (Б. Плотников). Первому нужно оправдать свою измену и доказать в первую очередь себе, что все люди предатели. Однако в лице бывшего красноармейца и учителя Сотникова, слабого телом, но неукротимого духом, он наталкивается на человека, живущего по иным высшим понятиям. Его не могут сломить никакие самые страшные пытки. Духовность главного персонажа подчёркивается внешним сходством с каноническими изображениями Христа. Когда Сотников и его собратья по страданиям поднимаются к виселице, установленной на холме, их путь заставляет вспомнить восшествие на Голгофу (отсюда название фильма). Не выдержал испытания второй партизан – Рыбак (Владимир Гостюхин). Перейдя на сторону гитлеровцев он спас обеспечил себе презренное существование раба. Авторы повести и фильма намеренно не дали ему совершить самоубийство. Они заставили его влачить жизнь хуже смерти.

  В группе обречённых староста, не угодивший гитлеровцам, женщина, обвинённая в пособничестве партизанам. Среди них и Бася (Виктория Гольдентул), дочь – сапожника Меира. Её прятали местные жители, но  девочке не удалось спастись от фашистов. В отличие от других, это безвинная жертва войны, гибнущая только потому, что она еврейка. Такой штрих понадобился автору повести и создателям ленты для показа всеохватности трагедии войны. Для обоснования необходимости беспощадного противоборства с фашизмом (мировым злом) и невозможности компромисса в отношениях с ним. Очень сильный и тяжёлый в эмоциональном отношении фильм, одна из лучших советских лент о войне. Удостоен ряда наград на престижных международных фестивалях, включая Берлинский. Ниже только один из огромного числа восторженных отзывов.

 “В фильме показано своеобразное восхождение на Голгофу — виселицу четырех абсолютно разных человек. Это и бесстрашный учитель математики, партизан, и мать-одиночка, которая по своему малодушию умоляет фашистов пощадить ее, это и девочка, которая сама натягивает петлю на свою шею, и это, также, сельский староста — горячо верящий в Бога человек. (…) У каждого из них была своя, личная Голгофа, на которой они были казнены. Враги думали, что они поднимаются туда на казнь, а на самом деле они поднимаются к высшей степени нравственности. Голгофа ожидала и пятого, но он, вроде бы самый смелый и преданный, оказался сам предавшим. Режиссер акцентирует внимание на взгляде, который, как мы видим в фильме, заменяет целые диалоги. Встреча взгляда Сотникова с петлей на шее со взглядом маленького мальчика в шапке-буденовке является кульминационным моментом для всего фильма“.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>