Принц приливов (США, 1990) Режиссер Б. Стрейзанд

Длительность 132 минуты.

Можно встретить под названием «Повелитель приливов». Экранизация лучшего романа Пэта Конроя (1945 – 2016) – масштабной саги из жизни семьи выходцев с юга США. Главный герой Том Винго (Ник Нолти) приезжает в Нью-Йорк, где в психиатрической лечебнице после попытки самоубийства находится его сестра Савана. Вместе с опытным врачом – психотерапевтом, асимилированной еврейкой Сьюзен Лауэнштейн они пытаются разобраться в причинах душевного кризиса женщины. При этом Том заново переживает многие драматические события прошлого, в том числе и те о которых в семье тщательно замалчивали. По ходу сюжета, он становится тренером по американскому футболу сына Сьюзен Бернардо. А вскоре оказывается в центре конфликта между ней и её мужем, известным скрипачом и противным человеком Гербертом Вудрафом (Йероэн Краббе). Главные герои осознают, что любят друг друга, но Том не может оставить семью, ибо понимает каково будет его дочерям расти без отца. Еврейская тема показана не только через личность Лауэнштейн, но и через многозначительные штрихи внутреннего мира Саваны.

Пережив в подростковом возрасте насилие,  она много лет спустя взяла себе псевдонимом имя бруклинской еврейки Ренаты Халперн и написала сборник “Холокост и другие стихотворения”. Собственная трагедия помогла ей вжиться в духовную жизнь чуждого ей этноса и прочувствовать весь ужас Катастрофы. В романе противопоставляются два мира: простой, близкий к природе, позволяющий человеку быть гармоничным и городской – нервный, не дающий возможности понять самого себя. С точки зрения еврейской темы интересен парадоксальный поворот в сюжете. Том  вырос в рамках субкультуры южных штатов. Её носители неразрывно связаны с родной землей и разрушение этой связи – одна из причин духовного кризиса в семье Винго.  Стремление главного персонажа сохранить свои корни находит понимание у ассимилированной еврейки Сьюзен, во многом утратившую  связь с культурой своего этноса, но понимающую её значимость. Неудивительно, что она приходит Тому на помощь. Фильм убедительно повествует о сложности человеческих отношений. Принц2Великолепная режиссёрская работа и актёрская Барбры Стрейзанд (Сьюзен Лауэнштейн) относится к наиболее впечатляющим достижениям американского кино 1990-х годов. В дуэте со звездой-партнёршей, которая его “переигрывает”, но нигде не подавляет, убедительно смотрится Ник Нолти. Вот что писала об их работе обозреватель “Нью-Йорк таймс”  Джанет Маслин (21.12.1991) “Одна из лучших вещей, которые сделала мисс Стрейзанд, – нашла золотую середину при которой ее образ доктора Левенштейна никогда не затмевает превосходного Тома Ника Нолти. По большому счёту «Принц приливов» должен быть историей Тома, и поэтому мисс Стрейзанд большей частью ограничивается ролью умной, привлекательной, но второстепенной фигуры в стороне. Лишь позднее когда у Тома и доктора возникают романтические отношения, фильм приобретает несколько сентиментальный оттенок, например, слишком живописные выходные в деревне, ревущий костер и так далее. Но в целом она замечательно сохраняет интеллект и достоинство своего персонажа. По замыслу г-на Конроя, попытки доктора Ловенштейн лечить Тома носят кокетливый характер и во многом подрывают ее профессионализм, как психолога. Более умная и сдержанная версия этого персонажа у актрисы – лишь одно из заметных улучшений романа в ее фильме. Сценарий автора и Бекки Джонстон последовательно извлекает лучшие диалоги из книги и выкидывает все остальное. Поэтому книга напоминает перегруженный лишними деталями мелодраму, но в экранизации этого недостатка нет. Длинные, утомительные анекдоты о красочных подвигах Винго сжаты в короткие фрагменты из домашних фильмов или попросту удалены. (…) Большое внимание было уделено характеристике образов созданных дуэтом обеих звезд, и эмоциональное впечатление от их исполнения придает фильму романтический дух, которого в противном случае могло бы не возникнуть. Мисс Стрейзанд выглядит достойно, ненавязчиво элегантно, как и все декорации, изображающие ее дом и офис. И мистер Нолти в своей роли близко подходит к статусу истинного героя-любовника в хорошем понимании слова. Тот факт, что его волосы никогда не выглядели такими светлыми и такими глянцевыми, не должен отвлекать от темперамента и безупречного вкуса, которые определяют его игру. Мистер Нольти равно хорош и когда участвует в мучительных терапевтических сеансах с доктором Левенштейн, и в ресторане: «Боже, нет ничего сексуальнее красивой женщины, заказывающей еду по-французски. А теперь я хочу, чтобы вы прочитали мне все меню “. Добавим, в 1991-м фильм номинировался на 7 позиций премии «Оскар», в том числе, как лучший фильм года. Интересный материал к теме: евреи в США.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>