Ликвидация (сериал, Россия, 2007) Режиссёр С. Урсуляк

Длительность 14 серий по 55 минут

В сериале произвольно сочетаются вымысел и историческая правда. Действительно, летом 1946-го года по приказу Сталина маршал Жуков был назначен командующим Одесским военным округом. Прибыв в город, он решительно взялся за наведение порядка в захлебнувшейся послевоенной преступностью “Одессе-маме”. Борьбу с бандитами в то время возглавлял начальник уголовного розыска, еврей Давид Маркович Гоцман (Владимир Машков). По происхождению одессит, он прекрасно знал обстановку в городе и предлагал свои иногда неожиданные решения. Особенно досаждала населению банда «Степные волки» во главе с загадочным Академиком, которого не знали в лицо даже сообщники. С добровольной помощью друга детства, завязавшего вора-щипача Фимы, по прозвищу Полужид (Сергей Маковецкий) Гоцман вышел на след преступников и выяснил, что её главарь проходил обучение в немецкой разведшколе. Пытаясь раскрыть банду, Давил Маркович потерял друга, побывал в застенках МГБ и нашёл любовь. В конце концов он осуществил идею внедрить в ряды бандитов своего человека, вынудить их к решительным действиям и обезвредить всех преступников вместе с Академиком.  

Режиссёр Сергей Урсуляк достоверно воспроизвёл ситуацию царящую тогда в Одессе, и показал на экране город, который ещё не забыл ужасов войны. Естественно, ни один фильм об Одессе не может обойтись без специфического местного колорита, в котором силён украинско-еврейский акцент. (Кстати, актёры обучались ему у местных старожилов). Он проявляется не только в особом говоре местных жителей, в отдельных деталях быта и в образах персонажей. К сожалению, во второй половине сериала заметно упал темп развития действия, и последние серии смотрятся с заметным трудом. Но это не снижает заслуг создателей фильма. Особо следует подчеркнуть собирательный образ Давида Марковича Гоцмана, хотя, как утверждают некоторые источники, у него был прототип – Давид Михайлович Курлянд. Он с 1944 года работал в Одесском уголовном розыске и дошел по служебной лестнице до должности своего экранного «родственника» – заместителя начальника городского розыска. Но для зрителя важно другое.

Со времени классического сериала «Место встречи изменить нельзя» и показанного в нём работника МУРа Глеба Жеглова не было на советско-российском экране сталь впечатляющей, можно сказать, знаковой фигуры следователя. Удивительно жизненный, неоднозначный и, в целом, удивительно симпатичный образ еврея Гоцмана вошёл в число тех достижений кинематографа, которые запоминаются надолго.

Любопытно, но сам Сергей Урсуляк рассказывал, что долго не мог найти исполнителя роли Гоцмана. В его представлении это должен был быть эдакий богатырь, косая сажень в плечах… Актера подобного типажа найти было непросто. Когда режиссер уже было отчаялся, продюсеры предложили ему посмотреть Владимира Машкова. В тот момент актёр находился Америке и Урсуляк опасался вызывать его оттуда на пробы, ибо в его понимании типаж Владимира не соответствовал замыслу режиссёра. Решение было принято после существенных сомнений, но впоследствии никто не пожалел о том, что роль досталась именно Машкову. После создания сериала и его всенародного признания в Одессе возникла и реализована идея создания памятника Гоцману.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>