Голем: как он пришёл в мир (Германия, 1920) Режиссёр К. Бёзе и П. Вегенер

Длительность 91 минута. Есть сокращённый вариант – 67 минут

Первое обращение мирового кинематографа к популярному сюжету из еврейской мистики. Фильм сделан без глубокого знания особенностей еврейской культуры, но и до сих пор привлекает эмоциональной насыщенностью сюжета. Интересно, что авторы ленты не взяли за основу какое-либо литературное произведение, а предпочли использовать сценарий, где обыгрывались различные истории, связанные с легендой. На экране Средневековье. Рабби Лев, наблюдая за звёздами, приходит к выводу о возникновении опасности для евреев Праги. И действительно, вскоре община получает декрет императора, по которому иудеи города, как враги веры христовой, к тому же, знающиеся с чёрной магией, должны покинуть столицу Чехии. Документ привозит и отдаёт рыцарь Флориан. Во время своего визита в гетто он увидел дочь раввина прекрасную Мириам и влюбился в неё без памяти. Она тоже не осталась равнодушной к пылким взглядам красивого дворянина. Понимая, что положение евреев ухудшается и помощи ждать неоткуда, рабби Лев с помощью магии и своего помощника Фамулуса лепит глиняного истукана Голема. Тот становится верным слугой своего творца, хотя периодически пытается выйти из повиновения. Довольный своим созданием, Лев ведёт Голема во дворец, показать императору. Двор поражён, а император просит представить ещё что нибудь чудесное. Тогда, предупредив всех о необходимости вести себя тихо, раввин показывает на стене кино прошлого – иудеев бредущих по пустыне и возглавляющего их Моисея. Непонятно почему, но картина невероятно развеселила придворных, и они начали смеяться. Магические силы вышли из под контроля и дворец начал рушиться. Перепуганный император воззвал к раввину, пообещав, что если тот спасёт присутствующих, то гонения на евреев Праги будут прекращены. По приказу рабби Льва Голем принял на себя тяжесть дворцовых перекрытий и присутствующие уцелели. Венценосцу пришлось держать слово и раввин вернутся в гетто с победой и с глиняным слугой. В отсутствие хозяина Флориан проник в дом раввина и соблазнил прекрасную Мириам. Фамулус, который прибежал к дверям дома хозяина, услышал за дверью мужской голос. У него возникли темные подозрения, поэтому он привел Голема и тот выломав дверь обнаружил пришельца. Погоня за рыцарем привела к тому, что истукан загнал Флориана на башню и сбросил его вниз. Далее, вытащив из дома Мириам, он оставил её внизу, а сам отправился к воротам гетто. Открыв их, истукан увидел группу христианских детишек, которые в страхе разбежались, и осталась только одна маленькая девочка. Голем поднял её, но она, не испугавшись, дала ему яблоко и, пока он на него взирал, вытащила у него из груди заинтересовавшую её блестящую штучку – волшебный талисман с магическим словом «эмет» – истина. Истукан лишился подобия жизни и упал – детская невинность победила магию. Обнаружив Голема, евреи возблагодарили Всевышнего за счастливое окончание истории, и понесли статую обратно в гетто. Даже простой пересказ сюжета показывает, что создатели сделали для своего времени блокбастер, который долго не сходил с экранов различных стран. Позднее он был озвучен отрывками из классических произведений, порою совершенно не связанными с сюжетом – так фоном для еврейского богослужения в синагоге стала музыка пламенного протестанта-христианина Баха. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>