Голем: как он пришёл в мир (Германия, 1920, 2018) Режиссёр К. Бёзе и П. Вегенер

Длительность 91 минута. Есть сокращённый вариант – 67 минут

Первое обращение мирового кинематографа к популярному сюжету из еврейской мистики. Фильм сделан без глубокого знания особенностей еврейской культуры, но и до сих пор привлекает эмоциональной насыщенностью сюжета. Интересно, что авторы ленты не взяли за основу какое-либо литературное произведение, а предпочли использовать сценарий, где обыгрывались различные истории, связанные с легендой.

На экране Средневековье. Рабби Лев, наблюдая за звёздами, приходит к выводу о возникновении опасности для евреев Праги. И действительно, вскоре община получает декрет императора, по которому иудеи города, как враги веры христовой, к тому же, знающиеся с чёрной магией, должны покинуть столицу Чехии. Документ привозит и отдаёт рыцарь Флориан. Во время своего визита в гетто он увидел дочь раввина прекрасную Мириам и влюбился в неё без памяти. Она тоже не осталась равнодушной к пылким взглядам красивого дворянина. Понимая, что положение евреев ухудшается и помощи ждать неоткуда, рабби Лев с помощью магии и  помощника Фамулуса лепит глиняного истукана Голема. Тот становится верным слугой своего творца, хотя периодически пытается выйти из повиновения. Довольный своим созданием, Лев ведёт Голема во дворец, показать императору. Двор поражён, а император просит представить ещё что нибудь чудесное. Тогда, предупредив всех о необходимости вести себя тихо, раввин показывает на стене кино прошлого – иудеев бредущих по пустыне и возглавляющего их Моисея. Непонятно почему, но картина невероятно развеселила придворных, и они начали смеяться. Магические силы вышли из под контроля и дворец начал рушиться. Перепуганный император воззвал к раввину, пообещав, что если тот спасёт присутствующих, гонения на евреев Праги будут прекращены. По приказу рабби Льва Голем принял на себя тяжесть дворцовых перекрытий и присутствующие уцелели. Венценосцу пришлось держать слово и раввин вернутся в гетто с победой и с глиняным слугой. В отсутствие хозяина Флориан проник в дом раввина и соблазнил прекрасную Мириам. Фамулус, который прибежал к дверям дома хозяина, услышал за дверью мужской голос. У него возникли темные подозрения, поэтому он привел Голема и тот выломав дверь обнаружил пришельца. Погоня за рыцарем привела к тому, что истукан загнал Флориана на башню и сбросил его вниз. Далее, вытащив из дома Мириам, он оставил её внизу, а сам отправился к воротам гетто. Открыв их, истукан увидел группу христианских детишек, которые в страхе разбежались, и осталась только одна маленькая девочка. Голем поднял её, но она, не испугавшись, далаему яблоко и, пока он на него взирал, вытащила у него из груди заинтересовавшую её блестящую штучку – волшебный талисман с магическим словом «эмет» – истина. Истукан лишился подобия жизни и упал – детская невинность победила магию. Обнаружив Голема, евреи возблагодарили Всевышнего за счастливое окончание истории, и понесли статую обратно в гетто. Даже простой пересказ сюжета показывает, что создатели сделали для своего времени блокбастер, который долго не сходил с экранов различных стран. Позднее он был озвучен отрывками из классических произведений, порою совершенно не связанными с сюжетом – так фоном для еврейского богослужения в синагоге стала музыка пламенного протестанта-христианина Баха. В 2018 году на Венецианском фестивале была показана новая оцифрованная версия кинокартины. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>