Свет во тьме (США, 1992) Сценарист и режиссёр Д. Селцнер

Длительность 132 минуты

Неудачный гибрид мелодрамы и шпионского триллера. Строится как рассказ уже пожилой главной героини, ставшей персонажем телефильма BBC «Женщины на войне». Завязка действия вполне в духе любовного романа. 1940 год. Молодая американка Линда Восс (Мелани Гриффит), устраивается на работу машинисткой в организацию занимающуюся внешней разведкой. По происхождению она полуирландка-полуеврейка («гремучая смесь», как выражается один из персонажей). Прекрасно знает немецкий, отличается прекрасными памятью и наблюдательностью. Постепенно покоряет  начальника, полковника Эда Лиланда (Майкл Дуглас), с которым у ней начинается бурный роман. Однако, после вступления США в войну возлюбленный уезжает в загадочную командировку с обещанием вернуться и через шесть месяцев Линда неожиданно видит его в офицерском клубе с  очень симпатичной дамой. После бурной сцены девушка возвращается работать под его начало. Здесь мелодрама заканчивается и начинается триллер.

Через короткое время секретарша предлагает себя в качестве спецагента для выполнения сложнейшей операции в Берлине по добыче информации о «самодвижущейся бомбе» (ракета ФАУ-1). Её быстренько (!?) обучают, посылают на две недели (?!) в столицу рейха, и отдают под начало опытнейшему агенту Конраду Фридрихсу (Джон Гилгуд), кодовое название – Санфлауэр – солнечный цветок. Внедрённая к известному функционеру Дрешеру, дебютантка с блеском проваливается в роли повара, но обращает на себя внимание генерала Отто Мартина (Лайам Нисон), ответственного   за разработку упомянутых ФАУ. Ему как раз нужна воспитательница для двоих детей и новоявленная шпионка оказывается на этом месте. Дальше идут поиски и похищение документов, столкновение со шпионом-двойником Маргарет фон Эберхайн (Джоэли Ричардсон), серьёзное ранение, явление как «бога из машины» героя-любовника. Во время этих приключений она показывает себя, как стихийная, неуправляемая личность, не имеющая представления ни о дисциплине, ни о конспирации – чего стоит её самодеятельность по розыску еврейских родственников. Дело это, конечно, хорошее, но к основному заданию никакого отношения не имеющее. Впрочем, любовь, как известно, зла. Лиланд вывозит раненую Линду в Швецарию и в финале, уже сильно постаревший, оказывается на телевидении в качестве мужа главной героини. На первый взгляд всё так же, как и во многих других подобных лентах, но здесь весьма часто так и хочется сказать: не верю.Приведу только пару штрихов. Идёт сверхважное совещание руководителей американской разведки, ломающих голову как добыть материалы о сверхсекретной разработке немцев. И тут вылезает секретарша, которая забраковывает все замыслы профессионалов. Интересное представление у создателей ленты об уровне спецслужб своей страны. Конечно, взгляд со стороны бывает важен. Но, чтобы девица, знающая об агентурной работе только из фильмов давала советы профессионалам…  Ещё одна деталь. Устроившись воспитательницей к важному генералу (без проверки!) Линда таскает его детей по своим делам. Так она идёт с ними в рыбную лавку, являющуюся местом встречи со связником. В другой раз, под видом экскурсии в зоопарк, ведёт их к дому, где скрывались любимые ею еврейские родственники. Спускается в подвал, оставив деток одних без присмотра наверху, рыдает там, ибо гестапо, или полиция уже увели скрывавшихся здесь евреев… Вы как хотите, но, по-моему, режиссёр (он же сценарист) также, как и его героиня, имел представление о шпионской работе только по голливудским фильмам, причём очень плохим. Временами это вызывает сожаление, ибо Селцнер умеет создать напряжение на экране, а иногда даже может удивить ярким образом бессмысленности войны – такова зебра, явно сбежавшая из цирка, или зоопарка и бегающая по берлинским улицам в ещё не осевшем после бомбардировки облаке пыли. Так что основная причина неудачи режиссёра – провальный сценарий, превративший неплохую задумку в невыразительную голливудскую стряпню. Кстати, в том же 1992-м Мелани Гриффит сыграла в содержательном фильме на еврейскую тему “Чужая среди нас”  (см каталог). Правда там она играла не еврейку, а ирландку и это получилось гораздо интереснее.

Для зрителей интересующихся использованием еврейской темы в мировом кино.   

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>