Тянуть время (США, 1980) Режиссёры Д. Манн и Д. Сарджент

Длительность 150 минут

Так выглядит в русских сайтах название телефильма «Playing for Time» – более точный перевод «Выиграть время». Он посвящён сюрреалистической странице истории гитлеровского рейха – созданию оркестра в женской части концлагеря Освенцим. В основе сценария воспоминания Ф. Фенелон (1922 – 1983) обработанные известным драматургом А. Миллером. Полуеврейка Фани Гольдштейн-Фенелон, родилась и выросла во Франции, где получила музыкальное образование и стала певицей. Фильм начинается с момента её доставки в концлагерь Освенцим. Женщину бросили на самые тяжёлые работы и она начала умирать. Спасение пришло неожиданно, когда надсмотрщица спросила, есть ли среди заключенных артисты или музыканты. Фани (Ванесса Редгрейв) вышла вперед, после чего ее отвели в формирующийся лагерный оркестр. Так Фани оказалась в единственном в своём роде музыкальном коллективе в системе концлагерей смерти. Руководила им еврейка, племянница великого Густава Малера, великолепная скрипачка, известный дирижёр Альма Розе (1882 – 1944). В фильме её роль исполнила Джейн Александр (см фото ниже). Розе находилась в Освенциме с августа 1943 года и сумела фактически из ничего создать высокопрофессиональный коллектив.

Фенелон исполнила для  неё отрывок из «Чио-Чио-сан» и тут же была переведена туда, где жили вместе все оркестрантки  – еврейки и нееврейки. В фильме показан быт музыкантов, у которых был отдельный барак. Они лучше питались, их не гоняли на работы. Вместо этого им приходилось репетировать ежедневно по 8 часов, играть заключенным, уходящим на работы и приходящим обратно, давать концерты для охраны лагеря. Альма Розе неуклонно добивалась повышения художественного уровня исполнения, ибо понимала, что жизнь оркестранток висит на волоске и, если главарям лагерной администрации не понравится исполнение, всех женщин отправят на смерть. Обладая прекрасной памятью, она воссоздавала партитуры многих популярных произведений. Фани была одной из двух певиц оркестра, иногда она делала аранжировки музыкальных произведений, а одно время заменяла заболевшую исполнительницу и играла на ударных инструментах. Лента показывает плохое отношение заключённых к музыкантшам. Одни завидовали получаемым ими льготам, другие считали их прислужницами нацистов «собачками СС». Однако счастье «избранных» продолжалось недолго. В апреле 1944 года Розе умерла, и после её кончины деятельность оркестра пошла на спад. Через полгода евреек отправили в Берген-Бельзен, а всех остальных в Освенцим-1 Фани повезло, она дождалась освобождения

У ленты оказалась очень непростая судьба. Заболел режиссёр Дэниэл Манн и работу заканчивал Джозеф Сарджент. Еврейские организации США выступили против кандидатуры Ванессы Редгрейв, ибо она позволяла себе критику сионизма и пропалестинские заявления. К ним присоединилась автор сценария и участник изображаемых на экране событий Ф. Фенелон. Однако создатели ленты всё же решили оставить Редгрейв.  Из-за политических взглядов актрисы, фильм был первоначально запрещен в Израиле. Ванесса обратилась к иорданскому министру культуры с предложением купить права на фильм и показать по телевидению Иордании, дабы арабы и израильтяне имели возможность его посмотреть. Проект этот, естественно, не был реализован. Появился целый рад претензий как к Фани Фенелон, так и к её книге «Музыканты Аушвица». Выжившие ветераны оркестра обвинили её в искажении важных фактов и в преувеличении собственного места в работе коллектива. Появились новые мемуарные публикации, предлагающие альтернативные взгляды на различные события военных лет. Но, так или иначе, Редгрейв создала запоминающийся образ. Для зрителей интересующихся темой Холокоста. (аннотация составлена после просмотра оригинальной версии фильма на английском языке)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>