Граница (СССР, 1935) Сценарист и режиссёр М. Дубсон

Длительность 85 минут

Другое название – “Старое Дудино“. Интерес к этому фильму резко возрос в последнее время, как к редчайшему отражению еврейской темы в раннем советском звуковом кино. Судя по аннотациям, он изображает еврейский штеттл Старое Дудино в Польше, недалеко от границы с СССР. Действие строится в соответствии с требованиями тогдашней идеологии. Здесь и коварный капиталист Новик (Б. Пославский), провоцирующий конфликты между польскими и еврейскими бедняками и мужественный революционер-еврей Борис Бернштейн (Николай Вальяно), приговоренный к смертной казни. Чтобы его освободить, нужно объединить трудящихся, что и делает коммунист Гайдуль (Николай Черкасов), в результате заключённый выходит на свободу. Живописным фоном для изображения классовой борьбы стали колоритные детали жизни еврейского местечка с элементами экзотики мистическим обрядом «черного венца» – венчанием горбуньи и старика на еврейском кладбище. 

Характеризуя фильм, киновед Мирон Черненко дал ему высокую оценку. “Дубсон недаром прошел в Германии школу экспрессионизма. Он педалирует безысходность местечкового быта: здесь свирепствует тиф, дребезжат по немощеным улицам погребальные дроги, вся мужская половина местечка бродит из дома в дом, чтобы отсидеть свои семь дней на сыром полу – в знак горя, в знак прощания с умершим. (…) Здесь покачиваются сутулые спины молящихся, колышутся черно-белые талесы, выводит слезливые рулады сладостный голос блудливого кантора, и один из согбенных, изможденных, небритых вдруг бьет себя кулаком в грудь и вопиет: “почему в четырех верстах от нас евреи живут как люди? Только в четырех верстах. Почему?”. И снова бьет себя в грудь как молотом, пока не захлебнется чахоточным – не то хохотом, не то плачем, не то кашлем. В этом выкрике – политический и сюжетный смысл “Границы”, каким он виделся в ту пору Дубсону, и не только ему. Но смысл художественный, и сегодня это куда очевиднее, чем полвека назад, был в другом – в антураже, во внимательном, чуть ироническом и печальном взгляде авторов на лица, на руки, на затылки, на фуражки, сдвинутые набок, на пейсы, на конторщика Арье, напевающего бесконечную песню без слов, песню из цифр, которые он лихо подчищает в конторской книге, на беспредельную глупость купеческой дочки, вопрошающей в синагоге: “мама, а когда нужно плакать?” и ревущей в голос по знаку кантора. То, что должно было служить лишь фоном духоподъемной и вполне разоблачительной агитки, в иную эпоху оказывается главным, (…) с точки зрения нынешней, Старое Дудино представляет собой едва ли не самый подробный портрет реального, не выстроенного в павильоне “штетла” на мировом экране“. О режиссёре Михаиле Дубсоне (1898 – 1961) известно недостаточно. Судя по перерыву в его деятельности в 20 лет (1937 – 1957), попал под каток сталинских репрессий. “Граница” его наиболее интересная работа, которую и посейчас можно найти в интернете.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>