«Космическая одиссея 2001» – С. Кубрик

«Космическая одиссея 2001 года» — единственный научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика. Он стал вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом.В основу фильма легли рассказы знаменитого американского фантаста Артура Кларка, который разработал сценарий вместе с Кубриком ещё до написания известной тетралогии своих романов.


Фильм стал культовым, и по версии Американского института кино, это лучшая научно-фантастическая лента в истории Голливуда, которая привлекает сочетанием высокого изобразительного уровня и глубоким философским подходом к раскрытию темы.
Известно, что в процессе создания «Одиссеи…» Кубрик проделал огромную работу. В частности, он подробно консультировался у специалистов по поискам внеземного разума, компьютерам и космической технике. Потому сцены посадки на Луну, а также движения астронавтов, полёты космических кораблей, состояние невесомости выглядят настолько реалистично, что в Америке до сих пор распространены слухи, будто в 1970-х годах Кубрик участвовал в так называемом «лунном заговоре» и снимал в Неваде сцены высадки на Луну американских астронавтов проекта «Аполлон». По мнению ряда критиков в области комбинированных съёмок это лучшая кинолента докомпьютерной эпохи.
Фильм рассматривает разум как границу между животным и человеком и задаёт вопрос: а какой будет следующая граница, и что будет за ней? В одном из интервью Кубрик заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога». Однако он предпочёл представить высшее сознание совершенно в духе научной мифологии 20-го века, как геометрически совершенную фигуру.
При этом «Одиссея», как и другие фильмы Кубрика, пронизана едкой сатирой и иронией над человеком. Гуманизм и величие творений человека в этой ленте сочетаются с технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от подозрительности и недоверия к созданным ими же машинам.
Для голливудского блокбастера в фильме исключительно мало диалогов. Первое слово произносится лишь на 25-й минуте ленты. Это позиция. Как сказал режиссёр, «Важно прочувствовать определённые вещи, а не проговорить их словами, — следует оставлять пищу для воображения зрителя». Зато не менее важное, чем «картинка», значение для восприятия фильма имеет музыкальный ряд, составленный как из классических произведений, так из вкраплений музыкального авангарда.

Что же остаётся в памяти спустя значительное время после просмотра фильма. Не действие, а неторопливый завораживающий ритм некоторых фрагментов “Одиссеи…”. Таких, как сцена медленного движения космического корабля в межпланетном пространстве под музыку Иоганна Штрауса. Запомнились и впечатляют финальные фрагменты когда человек (представитель человечество) стремится к какой-то новой грани, за которой открываются некие совершенно фантастические горизонты.
Продолжение «Космической одиссеи 2001»— фильм «2010», снят в 1984 году. Он является экранизацией второй книги в серии «Космическая одиссея» Кларка, но снимал его не Стэнли Кубрик, а Питер Хаймс. Режиссёр, по голливудским меркам не слабый. Среди его работ: «Козерог-1» (дебют в игровом кино), «Патруль времени», «И грянул гром» (по Рэю Бредбери), «Универсальный солдат-3» Перечисленные ленты показывают его склонность к жанру фантастического боевика. Единственная работа с серьёзной прозой Брэдбери не принесла лавров ни писателю, ни режиссёру. Сказанное показывает, что по уровню таланта Хайамс несоизмеримо ниже Кубрика. Неудивительно, что «2010» по популярности у думающего зрителя даже близко не стоит к своему предшественнику.

Отзыв написан для сайта torrnado.ru

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>