«Мата Хари на экране» (от Греты Гарбо до Сильвии Кристель).

 

Вопрос: что общего между Гретой Гарбо,  «сфинксом экрана», одной из величайших актрис и загадок в истории кино и исполнительницей «Эммануэль», о чьих актёрских способностях даже её убеждённые  поклонники предпочитают не распространяться?

Ответ: обе они с разницей в полстолетия сыграли одну роль, воплотив на экране образ знаменитой шпионки и признанной секс-бомбы своего времени Маты Харри.

 

Справка: Маргарета Гертруда Зелле (1876 – 1917), завоевала популярность в начале 20-го вера как красавица, авантюристка и мистификатор. Прожив несколько лет на Востоке, она в дальнейшем утверждала, что она родилась там, что танцам её долгие годы обучали жрецы, её родители английский король и индийская княжна, и т д, и т п. Подвизалась как исполнительница псевдовосточных эротических танцев, но одновременно заполняла жизнь любовными похождениями и утехами различного рода. Жила на широкую ногу, переезжала из одной европейской страны в другую. Большое место среди её развлечений занимали карты. Как утверждают, играла она по крупному и чаще проигрывала. Отсюда постоянная нужда в деньгах. Возможно, эта банальная причина побудила её пойти на сотрудничество с немецкой и французской разведками. Впрочем, по данным ряда авторов, эффективность красотки как разведчицы была сильно преувеличена и, едва ли, реально добытые ей сведения представляли серьёзную угрозу для Германии или Франции. Историк Е.Б. Черняк, автор популярного в СССР исследования «Пять столетий тайной войны» заключил, что смертный приговор Мата Хари вынесли под нажимом группы представителей французской военной и политической элиты, побывавших в постели обольстительницы. Огласка их сексуальной связи с немецкой шпионкой стоила бы им карьеры, поэтому они преувеличили  масштаб причинённого ей вреда  и поспешили под благовидным предлогом отправить эту уже ненужную в их игре пешку  на тот свет. Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто, автор многочисленных документальных книг на эту интересную тему в очерке «Женщины-шпионки»  откровенно заявил, что «Мата Хари, (…) стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей, и никто бы даже не слышал о ней».

Тем не менее, после расстрела Маты Харри в Венсенском лесу стала складываться легенда о неотразимой красавице,  экзотической танцовщице и великой шпионке. И кинематограф сыграл в создании этой легенды важную роль.

Уже в 1931 появился первый игровой фильм о ней, да ещё с великой Гретой Гарбо в заглавной роли. Позднее, в 1964 и в 1985 последовали ремейки этой истории. В дополнение к сказанному Мата появилась и в известной зрителю старшего поколения музыкальной мелодраме “Королева Шантеклера” (1962) года, куда включён эпизод с её танцем и её арестом. Неоднократно её образ появлялся и на сцене, но сейчас оставим в стороне мюзиклы на сюжет о Мата Харри и вернёмся к киноэкрану.

Для начала обратимся к ленте 1931 года, снятой режиссёром Джорджем Фитцморрисом. Перед нами типичная разговорная лента раннего этапа звукового кино, имеющая все признаки жестокой мелодрамы. По сюжету, она очень отдаленно напоминает о реальных событиях (такая традиция характерна именно для легенды, ибо в мире мифотворчества следование фактам совершенно не обязательно). Грета Гарбо играет роковую красавицу, работающую на немецкую разведку. Её Мата – одинокая, сексапильная (в тех рамках, которые были допустимы в Голливуде в начале 1930-х) не лишённая загадочности женщина. Её драма в том, что она нарушила правила профессии и влюбилась в одного из своих невольных информаторов – русского офицера Алексиса Розанова. Это чувство становится причиной её гибели, но оно же возвышает образ шпионки придавая ему романтические и даже героические черты. Судите сами, узнав о катастрофе самолета, на котором летел её возлюбленный, она едет к нему в больницу, хотя знает, что это грозит ей арестом. Там она обещает Алексису, ослепшему после тяжелой травмы остаться с ним навсегда, но как раз после этой встречи её арестовывает французская полиция.  Далее, экранная Мата Хари признается в убийстве русского офицера и в шпионаже только дабы уберечь любимого от допросов. А, когда, уже после вынесения смертного приговора, влюблённый в неё Алексис навещает женщину в тюрьме, она уверяет его, что находится не в камере, а  в больничной палате, ибо находится на лечении и ждет операции. Более того, перед тем, как её должны повести на казнь, Мата просит его не страдать слишком сильно, если во время операции она умрёт. Ну просто потрясающе слезливый и сопливый сюжет, спасти который было под силу только Грете Гарбо с её актёрским мастерством, достоинством и чувством такта.

Любопытно что актриса в фильме, в отличие от своего исторического прототипа почти не танцует – это понятно, хореография никогда не была её сильной стороной, но пластика у Греты очень выразительна и она этим пользовалась. Точно так же приятен и её голос. Особое внимание следует обратить не сделанные для костюмы. В интернете мною обнаружен пост Мата Хари и Грета Гарбо: пример голливудской стилизации» (http://la-gatta-ciara.livejournal.com/39894.html). Его автор сделал целый ряд тонких наблюдений об особенностях одеяний звезды и выложил несколько редких фотографий, которые можно найти по указанному адресу. Она указывает, что дабы превратить Гарбо в роковую красавицу и сделать её угловатую “лишённую женских округлостей фигуру” завлекательной, художнику по костюмам пришлось пойти на целый рад ухищрений. Главные из них:

Появление в её наряде узеньких брючек до туфелек, плотно обтягивающих и подчёркивающих стройные ноги актрисы В сочетании с маленькой шапочкой они уподобляли образ Маты Хари змее. В таком «оформлении» «она источает опасность и соблазн»

Шпионка в трактовке Гарбо становилась еще обольстительнее и сексуальнее, когда надевала платье с декольте во всю спину.

В одном из эпизодов появлялось платье с ассиметричным вырезом, словно сползающее с правого плеча. Актриса ловко пользуется этим – обольщая жертву, Мата Хари подходит к герою с его левой стороны, позволяя ему заглянуть вглубь выреза. При этом, “хотя платье и кажется объемным, но, создается иллюзия, что оно вот-вот соскользнет с актрисы и мягкими складками ляжет у ее ног».

Только на основе анализа костюмов автор указанного выше поста делает вполне обоснованный вывод, что фильм «снимался не с целью исторически точно воссоздать жизнь куртизанки, расстрелянной в 1917 году, а сделать красивый, экзотический и чувственный продукт». В данном случае слова продукт и легенда по смыслу будут иметь много общего, ибо для киноиндустрии Голливуда эти понятия взаимосвязаны и подчиняются ещё одному понятию – прибыль.

Далее, свой вклад в развитие мифа о великой шпионке и роковой обольстительнице внесли французы. Режиссёр Жан-Луи Ришар в 1964-м снял ленту «Мата Харри: агент H21». Исполнительницей заглавной роли значится Жанна Моро, а автором сценария выступил Франсуа Трюффо. Два таких известнейших имени конечно же интригуют любителя 10 музы и побуждают спросить: что делала здесь одна из величайших актрис своего поколения. Та самая, о которой критик сказал: «Необычайная тонкость выразительных средств, почти ювелирное умение в полутонах передать многоцветную гамму движений женской души, ее, так сказать, подводные рифы, привлекли к Жанне Моро внимание крупнейших режиссеров мирового кинематографа». Даже если допустить, что перед нами третьесортная «поделка», талант актрисы в той или иной степени должен был проявиться и там. Тем более, что Франсуа  Трюффо выразился о созданном ею образе Мата Харри так: «Именно такой я всегда и представлял себе Мата Хари. Жанна великолепно убеждает, что и шпионка в первую очередь женщина, которая не лишена соблазна увлечься мужчиной, красивыми нарядами, сладостями и прочими радостями жизни». К сожалению, убедиться в справедливости этой оценки не пришлось, ибо не удалось найти в интернете ленту «Мата Харри: агент H21». Единственное изображение Жанны Моро в роли Маты Хари помещено здесь в начале абзаца об этой ленте.

Последнее по времени описание приключений «великой шпионки» появилось четверть века назад, и сделал его режиссёр Кертис Харрингтон (1926 – 2007). В интернете обнаружено немного данных о снятых им лентах, лучшие их которых сделаны в 1960-е. Большинство из них ужастики (пример, «Кровавая королева»). Чуть ли не самым известным его творением оказалась психологическая драма «Игры» с участием знаменитых тогда Симоны Синьоре и Джеймса Каана. (Синьоре даже была удостоена за роль в фильме номинации на премию BAFTA). Режиссёр, надо полагать, не лишён авантюрной жилки. Чего стоит совершенно детективная история, когда он перемонтировал довольно посредственную советскую фантастику “Планета бурь” (1961) и доснял туда несколько фрагментов. Лента вышла на экраны США в 1965г. уже под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet). В титрах советские актёры, сохранившиеся в «гибриде», были указаны под вымышленными англоязычными именами (Георгий Жжёнов как «Курт Боден», Геннадий Вернов как «Роберт Чантал» и т. д.)

«Мата Харри» оказалась последним полнометражным фильмом Харрингтона. Здесь он показал себя как нормальный профессионал западного образца сделавший добротную костюмную – приключенческую ленту. Главное место в сценарии заняла (как и варианте 1931 года) не имеющая ничего общего  с реальностью мелодраматическая история любви Маты Харри и немецкого разведчика. Конечно, привлекает заявленная в сценарии точка зрения, по которой «великая шпионка» показана песчинкой в жерновах истории, невинной жертвой поплатившейся за чужую вину. Но этот «замах» полностью растворился в расхожих штампах стандартной мелодрамы. С коммерческой точки зрения наиболее удачным ходом, приманкой для массового зрителя стало приглашение на заглавную роль – Сильвии Кристель. Знаменитая «Эммануэль» показала минимум актёрской выразительности и психологии, предложив взамен них – сплошную фактуру (включая, фирменный стиль Сильвии – обнаженную натуру). Тем самым, завершилась замена идущих от Гарбо: личностной характеристики образа, способностью Маты Харри к любви, к самопожертвованию, вкупе с могучим, но ненавязчивым женственным обаянием актрисы на прямолинейную сексапильность уже другой эпохи. Новый подход больше сработал бы в случае реалистического (не сказать бы натуралистического) исследования явления под названием Мата Харри, но почти «не прошёл» в рамках расхожей мелодрамы, не одушевлённой, к тому же талантливым актёрским исполнением. Глядя на красивую самку, изображённую Кристель совершенно не чувствуешь желания как-то сопереживать ей или эмоционально откликаться на фильм в целом. Кстати, ни у одного из немногих критиков чьи оценки ленты найдены в интернете не повернулся язык дать характеристику  актёрским способностям, больше говорили о режиссере «способном подать женскую красоту».

Всё в духе времени. Интересно, что нового обнаружат служители 10-й музы в легенде о Мата Харри ещё лет через тридцать?


«Мата Хари на экране» (от Греты Гарбо до Сильвии Кристель).: 1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>