«Всё золото мира» (1961) – Р. Клер

 Наступили 60-е. Знаменитый Рене Клер чувствовал, что надо подводить итоги. В это время он пишет сценарий своего последнего шедевра трагикомедии «Всё золото мира». Завязка сюжета проста. В небольшом городке, на кладбище которого полным полно надгробных плит долгожителей, появляется делец Арди, решивший сделать деньги на стремлении людей к здоровью. Быстро готов проект международного курорта под эффектным названием Лонгви (долгая жизнь), скупаются участки, источник, бьющий в центре городка, объявляется целебным. Развёртывается грандиозная завлекательная кампания (реклама, как известно, двигатель торговли) а нули будущей прибыли в глазах у бизнесмена начинают двоиться, троиться, четвериться…. И всё бы ничего, но вот папаша Дюмон, проживающий с семейством в самом центре будущей здравницы  категорически не желает расставаться с  землёй, принадлежащей его роду много поколений. Самое скверное для Арди, что хвалёный источник, на который он сделал ставку находится как раз в центре владений строптивого фермера. Начинается борьба, в которой для бизнеса все средства хороши. Но, как она идёт и чем кончится лучше один раз увидеть, чем семь раз….

Сразу предупреждаем, не ждите от Рене в этом фильме прежнего светлого, обаятельного веселья. Похоже, мэтр на склоне лет потерял оптимизм, его смех приобрёл горький, временами саркастичный оттенок. С экрана прозвучали довольно едкие выпады и в адрес бизнеса и  продажных СМИ – тех и других роднит стремление получить выгоду любой ценой. Однако финал этой притчи говорит о том, что Рене Клер остался верен себе. Да и работал мастер над фильмом, как и раньше четко, экономно расходуя время и деньги. Как вспоминал известный режиссёр Коста-Гаврас, который как раз в эти месяцы был у Клера ассистентом «У Рене Клера был своеобразный метод работы над фильмом с двумя ассистентами: первый занимался всем на свете, второй всегда находился рядом с режиссером, он следил, чтобы все шло строго по сценарию. Я был вторым. Мы часто обсуждали разные детали, спорили. Клер был великим профессионалом, и я многому научился у него».  Это понимали и актёры, снимавшиеся в фильме. «Всё золото мира» стало бенефисом великого Бурвиля. Он исполнил здесь четыре роли – старого Дюмона и троих его сыновей – Матье, Туана и Мартиаля. Причём именно в столкновении Дюмона с одним из его сыновей Туаном и раскрываются многие идеи Рене Клера. Не менее интересен в актёрском плане образ проходимца-деляги Виктора Арди, созданный молодым, подающим надежды актёром Филиппом Нуаре. Он великолепно зарекомендовал себя и, как скал один критик «С этого времени звезда успеха Филиппа Нуаре взошла и никогда его не покидала».

Таков был «прощальный привет» мастера любимому искусству, коему он посвятил жизнь. Можно только добавить, что в год  выхода на экран фильма «Все золото мира» (1961) Рене Клер первым из кинематографистов был избран в члены Французской Академии — высший знак признания для французского деятеля культуры. Единственная его полнометражная лента, появившаяся после этого «Празднества любви» не принесла ему новых лавров и оказалась только перепевом более ранних тем и образов. Но «Всё золото мира» стоящий фильм, незаслуженно оказавшийся забытым и мы, с удовольствием, напоминаем любителям 10-й музы о необходимости его посмотреть. И на прощание напомним слова Рене Клера, которые актуально звучат и сегдня: “Дух кинематографа всегда будет опережать его технику. Некоторые, отметив это явление, вывели заключение о существовании некоего авангарда в кино и свели проблему к мелкой дискуссии о школах и о борьбе самолюбий. Они не видят, эти недалёкие люди, что всё кино, вернее, всё то, что может в кино идти в счёт, является авангардом, ибо все мы, «люди кино», стремимся к его прогрессу.”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>