«Офицер с розой» (1987) – Д. Шорак

В небольшой группе югославских фильмов запомнившихся советскому зрителю заметное место заняла мелодрама «Офицер с розой». Её успех объясняется тем, что она появилась в нужное время и в нужном месте

На первый взгляд, что в этой ленте особенного. Сюжет? Самый банальный – о любви людей из разных слоёв общества. Петар Хорват (Жарко Лаушевич) – офицер Народной армии, выходец из низов, не слишком образованный, но прошедший суровую школу борьбы и ставший убеждённым коммунистом. Матильда Иванчич (Ксения Паич) – вдова инженера расстрелянного гитлеровцами за сотрудничество с подпольщиками. Она женщина из интеллигентной семьи, красивая, умная образованная, культурная (кстати, «Офицер с розой» её слова, в которых звучит отголосок названия популярной оперы Рихарда Штрауса «Кавалер роз»), умеющая за себя постоять, Подобных историй на экране можно было найти сколько угодно.

К тому же Петар, как представитель новой власти поселил на квартиру к Матильде свою любовницу Лиляну (Драга Мркич) у которой от него должен быть ребёнок. Так складывается любовный треугольник – одна из самых распространенных сюжетных линий в мировом искусстве. Правда, приятно удивляют взаимоотношения соперниц. Бывшая деревенская девчонка, выросшая в нищете, преклоняется перед красивой женщиной и признаёт её превосходство над собой. И когда она узнаёт, что та стала удачливой соперницей и «отбила» у неё любимого мужчину то не кидается выцарапывать ей глаза, а ведёт себя с неожиданным благородством. Её больше волнует судьба ребёнка, чем своя собственная. И такие истории можно найти в памяти.

Конечно, сюжет рассказан профессионально, темпераментно. Режиссёрская работа проста и понятна, темп и интонация найдены умело, созданные актёрами образы достаточно рельефны и запоминаются. Но ведь «Офицер с розой» не единственная хорошая мелодрама. На мой взгляд, главное в другом. Советского зрителя привлёк в фильме  общечеловеческий подход к показу и раскрытию темы любви, которая показана как стихийное чувство стоящее выше классовых, социальных, политических и партийных взглядов. Подобных лент, где личное было бы показано выше общественного, в советском кинематографе очень мало. А тут, в перестроечное время открыто зазвучал мотив о том, как партия препятствовала счастью влюблённых – для нашей бывшей системы тема достаточно актуальная. Привлекла и та корректная откровенность, с которой показывалось на экране влечение молодого мужчины к красивой женщине. Такой подход был привычен для югославского, но не для советского кино. А всё вместе обеспечило «Офицеру с розой» популярность, какую он бы в другое время, скорее всего, не приобрёл.

К этому можно добавить, что произведённые в Югославии ленты всегда отличались своеобразием. Это явно связано не только с особенностями культуры регона, но и с тем  особым путем, по которому пошла страна с конца 1940-х. Видимо, маршал Тито всё-таки давал больше свободы своим деятелям культуры, нежели просоветские режимы восточно-европейского блока. Поэтому для фильмов той страны характерна особая эмоциональность и свобода выражения. Иногда концепции югославских режиссёров вызывали удивление (особенно в военных лентах). Помню виденный в годы юности фильм «Убийство на площади» с эсэсовцем интеллектуалом, ставящем на жителях городка некий психологический эксперимент. В лирических лентах режиссёры не стеснялись показывать эротику, что для социалистического кино в целом было делом почти невозможным. Не помню югославских комедий. В лучшем случае, память отмечала какие-то трагикомические эпизоды, получившие в дальнейшем развитие в творчестве Кустурицы.

А «Офицер с розой» имел успех не только на родине, но и за рубежом. В частности, его заметили на Каннском фестивале 1987 года. Он получил приз на МКФ в Валенсии. Судьбы его создателей сложились по-разному. Для Деяна Шорака (1954) это был третий и самый популярный фильм, хотя он снимает кино до сих пор. Ксения Раич (1961) – востребованная актриса. Она продолжает играть в кино и театре, причём успехом пользуются её работы в классическом репертуаре (Уальд, Чехов, Мольер). Наиболее драматичная судьба оказалась у Жарко Лаушевича (1960). По данным интернета в 1992 году Жарко и его родной брат Бранимир ввязались в Черногории в уличную драку с двумя молодыми людьми. В ходе борьбы Жарко выхватил  пистолет и уложил обоих противников. За двойное убийство в 1993 году был приговорен к двадцати годам лишения свободы, однако спустя пять лет Верховный суд Республики Черногория признал его  невиновным, так как он действовал в целях самообороны. В 1999 году актёр исполнил главную роль в любовной мелодраме режиссера Мирослава Лекича “Нож”. Вскоре после этого Лаушевич уехал в США вместе с женой и ребенком. Там работал мойщиком окон, официантом, длительное время не мог реализоваться как актер. Разошелся с женой. С 2006 года стал работать в небольших театрах Нью-Йорка и на нью-йоркском кабельном ТВ. О Драге Мркич (1966) неизвестно ничего.

А «Кавалер с розой» живёт в памяти зрителей и подборка отзывов, которая продолжает мой отзыв показывает, что фильм не забыт и до сих пор.

Этот фильм незаслуженно забыт прокатом! Но народ его помнит. Если кто-то смотрел хотя бы один раз так и не смог забыть ни Матильду, ни Петера. Фильм о том, как политические идеи ломали судьбы людей.

Смотрела один раз в кинотеатре лет двадцать назад, фильм запомнился почти покадрово, с музыкой и диалогами. Тогда он произвел неизгладимое впечатление, помню как по дороге назад из кинотеатра отец объяснял мне мотивацию поступков каждого из персонажей и это было не менее захватывающе, чем сам фильм. В то время не было компьютеров или интернета (странно звучит, да?) и я обожала эти обсуждения. Папы вот уже несколько лет нет с нами, а память осталась…

Первый раз смотрела этот фильм давным-давно, еще в школе… И сейчас, наверное, немного боялась пересматривать, хотя и обрадовалась, когда нашла. Ведь как это часто бывает: в детстве что-то понравилось, остались теплые воспоминания, а потом пересмотришь или перечитаешь – чушь полнейшая! Сейчас такого не случилось. Фильм понравился еще больше. Тогда мне была интересна только любовная линия, а сейчас меня поразил весь спектр проблем, которые были подняты в фильме. И социальные, и политические. И даже любовь главных героев увиделась мне совсем в другом свете, глубже, сильнее, ярче.
Эта история – далеко не просто банальная мелодрама, здесь все гораздо сложнее и, если хотите, интереснее. Поэтому-то и удивительно, что его практически забыли. Хотя… уже нет такой страны – Югославии, у них за этот период и так проблем хватило, не до старых лент. А зря.

Очень понравилось, пронзительная история любви, разных, но вдруг ставших близкими и понятными людей. Смотрела когда-то давно, рада, что есть у вас, большое спасибо!

Жизненная и красивая история любви. Такие фильмы смотрели в детстве поздно ночью и без родителей. Странно, что отношение к фильму не изменилось с тех пор. О-очень красивые актеры.

Потрясающий фильм про любовь! Правдивый и очень грустный.

Видела давным-давно. С тех пор, не встречала нигде, тогда понравился очень, даже сбежала с уроков, чтобы посмотреть второй раз. Спасибо сайту, что выложили.

Посмотрела этот фильм лет в 15, и остался в сознании на много лет, удивительно, нашла Те кому близки “Дневники красной туфельки”, “Слияние 2-х лун” и еще нечто подобное, увиденное лет в 15-16 этакое ностальжи, очень рекомендую посмотреть, красивая любовь красивого мужчины к красивой женщине!!!!

Смотрела этот фильм очень давно. Оставил тогда море впечатлений. Пересмотрела с удовольствием. Спасибо большое, не ожидала его еще раз увидеть.

Спасибо за фильм. Вспоминаю потрясающее впечатление, которое оставил этот фильм. Жаль, молодежи уже не понять всей сложности той эпохи.

«Офицер с розой» (1987) – Д. Шорак: 2 комментария

  1. Давно искала этот фильм, но неправильно запомнила название, искала “Желтая роза”. Очень красивый фильм.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>