«Сильные мира сего» (1958) – Д. де ля Пательер

Добротный режиссёр Дени де ля Пательер (1921 – 2013) сделал за свою долгую жизнь не так уж много, около 30-ти кинолент. Но самым заметным явлением в мировом кинематографе осталась его 6-я работа – экранизация романа Мориса Дрюона «Великие фамилии» (в советском прокате «Сильные мира сего»). В ней прославленный Жан Габен создал образ поистине шекспировского размаха.

При любой оценке прозы Дрюона (столь популярные в СССР его романы из серии «Проклятые короли» меня не воодушевляли) нужно признать, что он талантлив, работал в традициях французской реалистической прозы и создавал в своих книгах выпуклые, яркие характеры. Один из них банкир и промышленник Ноэль Шудлер – человек-скала, «хозяин» во всех смыслах: в семье, в банке, в политике. Может быть, в чём-то и в стране.

Но чтобы понять размах литературного героя просто необходимо увидеть в этом образе Жана Габена, так как именно он придал ему особую значимость. Его Шудлер крепкий как дуб человек в годах. Уверенная походка, решительность, проницательный взгляд, скупая мимика. Персонаж актёра из тех, которые осознают свою значимость, он привык к тому, что все его слушают и ему подчиняются. Окружающие не выдерживают сравнения со столь внушительной фигурой. Габен создает неоднозначный образ предпринимателя, для которого бизнес дело и смысл всей жизни, но ему не чужды чисто человеческие качества. Он гордится поколениями своих предков, столетиями обрабатывавших землю до тех пор, пока его отец не выбился в состоятельные люди, основав свой сахарный завод и заложив основы империи, созданной сыном. Он обожает своего внука, в котором видит будущего владельца своего состояния. Ноэль готов поддерживать родственников, (в том числе по линии жены, о которых он невысокого мнения), ибо семья для него не пустой звук. Проталкивает одного из родственников во Французскую академию. Готов скрыть «грех» одной из племянниц, забеременевшей от женатого человека, выдав её за одного из представителей клана. И т д, и т п.Но за пределами семьи в его мире нет места эмоциям. Шудлер циник, считающий, что деньги решают все и без колебаний нажимает на нужные ему кнопки для получения выгод себе или представителям своего семейства. Промышленник прекрасно понимающий необходимость пиара, он всячески поддерживает нужную ему газету. Длительный опыт общения с людьми бизнеса привёл его к выводу об их продажности и поэтому он ставит их крайне невысоко. Если кто-то (вроде одного из родственников жены Люсьена) не получивший его поддержки открыто заявляет, как ненавидит его, Ноэль относится к этому абсолютно спокойно. Но не стоит будить в нём зверя: если тот же Люсьен позволит себе нетактичность, Шудлер открыто покажет свою силу и ему наплевать как отнесётся к этому обиженный им человек.Однако, самая большая неприятность для главы клана – самостоятельность сына Франсуа. Идеи молодого Шудлера не получают одобрения отца, а тот, услышав мнение сына о себе, как о дряхлом, неспособном старике приходит в ярость. Ещё более беспокоит Ноэля возможный союз Франсуа с Люсьеном и он решает преподать урок и тому и другому. Хороший стратег этот старый делец, но даже ему не дано понять всю глубину подлости Люсьена и хрупкость психики сына. Поэтому его грандиозный замысел кончается трагедией – Франсуа пускает себе пулю в лоб, потрясённая невестка открыто обвиняет свёкра в бессердечии. Нужно видеть лицо персонажа Габена в тот момент, когда он увидел тело сына. Конечно, он превратит мнимое банкротство в победу, сведёт счёты с подлецом Люсьеном, но главное поражение в своей жизни он уже потерпел. Потеряв сына, он остался без будущего. К сожалению, Пательер как бы поплыл в рамках текста и не смог найти убедительную кинематографическую точку для финала своей ленты. Но, даже в таком варианте Габен блестяще ведёт свою «партию», пересказывать нюансы его роли безнадёжно – работу великого мастера надо видеть. Для меня лично «Сильные мира сего», попавшие на советский экран, стали в 13 лет началом знакомства с экранными образами Жана Габена. Не все было понятно в фильме, но от главного персонажа, банкира Ноэля Шудлера осталось впечатление несокрушимой прочности. Позднее я понял, насколько его работа в «Сильных мира сего» отличалась от созданных им образов в довоенном кино. В 1930-е он также играл сильные характеры, которые зачастую оказывались в конфликте с обществом. Его приглашали крупнейшие режиссёры. Какие имена: Жан Ренуар, Марсель Карне, Жюльен Дювивье. Но, после войны изменилась эпоха, актёр постарел, помудрел и время довоенных неприкаянных героев прошло. На смену им в творчестве актёра появились люди в годах, с опытом и размахом, как. Ноэль Шудлер.

Любопытно и другое, в 50-е – 60-е Габена не привлекали крупные режиссёры, возможно и сам мастер не стремился сниматься у титанов. Его приглашали и вполне устраивали крепкие профессионалы, нуждавшиеся в популярности великого актёра. К их числу относился и Дени де Ла Пательер. Во многом именно благодаря Габену средняя по художественным достоинствам лента стала заметным явлением в мировом кинематографе. Цельный характер, найденный и показанный актёром в «Сильных мира сего», был растиражирован и распространен им же в коммерческих лентах. Исключения единичны – в первую очередь это роль Жана Вальжана в экранизации «Отверженных». Талант Габена сделал эту версию романа Гюго такой же классикой, как и оригинал. Что же касается Пательера, то хотя стиль режиссёра понравился актёру, и тот позднее снялся ещё в нескольких фильмах: «Улица Прери», «Гром небесный», «Татуированный» ничего качественно нового и интересного Габен создать в его лентах уже не сумел.

Однако образ Ноэля Шудлера запомнился надолго. И, думаю, не только мне.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>