«Мачеха» (1998) – К. Коламбус.

В рамках семейного кино Крис Коламбус является заметной фигурой, а его работы 1990-х показывают талант, высокое мастерство и отличное знание аудитории, для которой он снимает свои фильмы. «Мачеха» занимает среди них достойное место. Сюжет ленты основан на банальной житейской ситуации; один мужчина и две женщины (Джеки и Исабель: жена и новая любовь). Он уходит от жены, но детей то – Бена и Анны (дочери в трудном возрасте) не может бросить. Пытается подружить их с Исабель, однако они на стороне матери и не желают видеть на её месте никого другого. В развитие событий вмешивается смертельная болезнь Джеки. Значит всем им нужно понять как теперь быть. В показе такого развития события можно было легко соскользнуть в мелодраматическую чувствительность и очень многое зависело от того, какую интонацию найдёт режиссёр. Он поступил просто, но со вкусом и тактом – не стал выжимать из зрителя слезу сочувствия разными ухищрениями, а доверил раскрытие темы дуэту блестящих актрис Голливуда – звёздам в самом высоком смысле слова: Джулии Робертс и Сьюзен Сарандон. Поучилось прекрасное актёрское кино, в котором две женщины, Джеки и Изабель – соперницы – вынуждены решать самые непростые проблемы, связанные с жизнью и смертью, с будущим детей. Делают они это с таким достоинством, что проникаешься к ним глубочайшей симпатией. Перед нами личности и их исполнение придаёт нехитрому мелодраматическому сюжету уровень высокой драмы.В актёрском отношении роль Сарандон сначала выглядит предпочтительнее и на её стороне больше зрительского сочувствия. Брошенная жена, сражающаяся со смертельной болезнью. Неизбежная ревность к более удачливой сопернице, – это чувство трудно преодолеть. У неё есть желание утвердить себя, сохранив при себе детей – материнский инстинкт. (Как соблазнительно ответить любимому сыну “Да” на слова «Если хочешь, я буду её (Исабель) ненавидеть»). Боль от постоянного предчувствия неизбежного ухода, непрерывная тревога за будущее детей. И необходимость показывать мужество, даже когда его нет. И чувство того, что вот, ты уже уходишь из жизни, а на твоём месте должна быть другая и именно она будет учить их всему.

Однако, скоро становится ясным, что и у Джулии Робертс есть свои сложности и выигрышные стороны роли. Главная проблема для Исабель – найти контакт с детьми. Режиссёр подробно и детально показывает неприятие Беном и Анной (особенно Анной) мачехи. Сколько ненависти вкладывается в это слово и сколько выдержки и терпения необходимо Изабель, чтобы не сорваться и не наговорить резкостей. Здесь каждый шаг навстречу детской душе даётся очень нелегко. Но и любая завоёванная позиция дает основу для создания прочного взаимопонимания. Пожалуй, переломным моментом для Анны становится готовность Исабель прийти на помощь в трудную для девочки-подростка минуту. Как красноречиво звучит их обмен мнениями после того, как они нашли общий язык и решили действовать сообща «У меня был ужасный день… до настоящего момента». «. У меня тоже»…

А как непросто развиваются взаимоотношения между двумя женщинами. Ведь, с точки зрения Джеки, Исабель всё делает для детей не так, как она. Трудно даётся Джеки каждый шаг навстречу, но с какого-то момента её поведение меняется. Преодолевая ревность, недоброжелательство, она понимает, что Исабель надёжна, она любит Бена и Анну. Да и времени для выбора иного варианта у умирающей женщины уже не остаётся. Вот почему так многозначителен разговор Джеки и Изабель в кафе – демонстрирующий, кстати, глубочайшее проникновение актрис в психологию своих героинь – тот самый разговор в котором они приходят к единственно важному и верному выводу: как хорошо, что у детей есть мы. Именно когда на экране дуэт Робертс – Сарандон возникает столь мощное психологическое напряжение, что зрители полностью захвачены этим противостоянием и развитием отношений их героинь. Привлекает и непростая история поведения Анны и Бена, находящихся между матерью и мачехой.

На этом фоне совершенно теряется Люк Харрисон (Эд Харрис). И, кстати, сильные женщины в борьбе за слабого мужчину не такой уж редкий сюжетный поворот в американском кино.

Мы частенько поругиваем голливудское коммерческое кино за частый показ в нём примитивного уровня культуры общения. «Мачеха» – полное противоположность подобных лентам. Она говорит о том, что заокеанская  кинопродукция очень разная и показывает: за чем пойдёшь, то и найдёшь. В данном случае Крис Коламбус создал доброе по-настоящему гуманистическое кино, которое объединяет людей. Более того, среди его фильмов «Мачеха», на мой взгляд остаётся до сего дня его наиболее значительной работой. За роль в фильме Сюзан Сарандон была номинирована на премии «Золотой глобус», «Сателлит» и «Блокбастер». Джулия Робертс получила премию «Блокбастер» и номинацию на премию «Выбор детей». юные актёрв Джена Мэлоун и Лиам Эйкен (Анна и Бен) номинировались на премию «Молодой артист». «Мачеха» также выдвигалась на премию «Выбор подростков» как лучшая драма.

Любопытно и то, что существовало несколько рабочих названий ленты: «Доброй ночи, Луна” (»Goodnight Moon«), »Обещания держат« (Promises Kept), »Увидимся в моих снах« (See You in My Dreams) и »Всегда, Всегда’ (Always, Always). Однако режиссёр отверг их из-за претенциозности и остановился на простом и ёмком – «Мачеха». Тем не менее, в различных странах фильм демонстрировался под альтернативными названиями: «Будьте на моей стороне» («Stay to My Side») (Испания), «Мой лучший враг» («My Best Enemy») (Франция), «Бок о Бок» («Side by Side») (Португалия, Германия).

Далее подборка отзывов, подтверждающая мой отзыв.

Очень трогательная история. Слово «мачеха» у меня вызывает неприятные ассоциации. Я бы назвал Изабель второй мамой. Она действительно старалась понравиться детям, чувствуя их враждебный настрой. Чувства матери понятны. Очень сложно осознавать, что твои дни сочтены и другая женщина займется воспитанием твоих детей. И наверное, правильно смириться с этим и принять факт, чем перетягивать одеяло на себя. Зачем быть конкурентками, если можно стать союзницами во благо детей? И Джулия Робертс, и Сюзен Сарандон отлично справились со своими ролями. Очень хороший и добрый фильм с ноткой грусти. Мне понравилось.

Когда я впервые посмотрел фильм «Мачеха», то пришел в полный восторг. И признаюсь честно, это было не от игры актеров, и не от каких-либо особенных заслуг режиссера, которых, кстати, немало, а просто от самого фильма, от того, что он есть, от того, что в нем показано. Все образы, показанные в фильме, настолько реалистичны и похожи на настоящие, на те, которые бывают в настоящей жизни, что забываешь о том, что смотришь фильм. Все переживания за героев уже по твою сторону от экрана, и не хватает сил оторваться от него и отойти. Всех героев очень жалко, невозможно остаться равнодушным к кому-либо из них.

Обе актрисы — и Джулия Робертс, и Сьюзен Сарандон сыграли превосходно, каждая из них очень хорошо передала свои чувства и эмоции в этом назревавшем конфликте.
А сам фильм показывает нам не только идеальную мачеху, какой она должна быть, чтобы дети были счастливы, но и призывает матерей к благоразумию, потому что, какая бы жизненная ситуация не возникла, конфликт между мачехой и детьми ни к чему хорошему, в любом случае, не приведет.

Крис Коламбус знает свое дело. Его работы всегда пропитаны добротой и душевностью. Можно сказать он самый «семейный» режиссёр современности. И в этот раз у него получилось доброе, душевное и трогательное семейное кино.

Крису Коламбусу и актерскому составу, работающему в фильме, удалось решить сложную задачу человеческих отношений, ни разу не ошибившись, ни разу не сфальшивив. «Мачеха» — честное кино человеческих отношениях и еще об особенных отношениях, самых тонких и близких, с самым особенным человеком, которого почти нельзя заменить и невозможно забыть.

«Мачеху» смотрела уже много-много раз, это фильм который не забываешь после первого просмотра, а оставляешь у себя в душе. Он вызывает собственные воспоминания о прошлом или настоящем. Сьюзен Сарандон и Джулия Робертс ослепительные актрисы, перенесли на экран главные и самые значимые чувства своих героев.

Странное дело: увидев знакомое название в телепрограмме, я навряд ли захочу включить телевизор в назначенный час. Всё-таки фильм не из простых. Нервы и пр. Но уж если я это сделаю — еще менее вероятно, что пожалею. Потому что снят он, действительно, отлично. Такой вот парадокс…

Зис филм из э перфект, как бы сказала моя учительница по инглишу, что значит совершенен… Я согласна… не думала, что через столько лет фильм обсуждают, и что самое интересное, за все это время я не прочитала в сети ни одного плохого отзыва. Это гениально, что столько людей сходятся во мнении по поводу такого потрясающего фильма… ребята, а ведь если так пойдет, то конца света не будет:). Всем большое спасибо и респект за то, что наши мысли и чувства сходятся

Гениальный фильм. Гениальная режиссура. Бесподобная игра актрис. Теперь этот фильм один из лучших в моей киноколлекции.

Отзывы из коллекции сайта www.kinopoisk.ru/level/1/film/1949/

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>