«Вернись в Сорренто» (1945) – К.Л. Брагалья.

Этот фильм был хитом почти 60-т лет назад. Песни из него распевались несколько лет. А дальше несколько десятков лет его просто невозможно было увидеть. И вот, наконец, он появился в интернете в плохонькой копии, но с нормальным советским дубляжом, хлынули многочисленные одобрительные отклики. Поэтому возникло желание вернуться к этой наивной музыкальной комедии и испытать ностальгическое чувство, связывающее тебя с детством.

По сюжету «Вернись в Соренто» – классическая комедия положений, снятая совершенно в стиле и духе довоенного кино. Её сценарий восхищает своим пренебрежением к здравому смыслу. Торговый агент по продаже электротоваров Марио Бьянки получает на почтамте пришедшее на его имя до востребования письмо незнакомой ему Луизы Ванини. Поняв, что у него есть двойник, он отправляется на автостанцию и находит приехавшую в Рим к своему жениху симпатичную девушку. Именно она обращает внимание на прекрасный голос певца, по её плану он попадает к антрепренёру и т д, и т п. Дальнейшее действие протекает в череде комических происшествий и завершается счастливым концом.

Фильм, вероятно, был бы забыт, если бы не его музыкальная составляющая. В него вошло три песни, две из которых «Помни обо мне» и (особенно) «Лунная серенада» привлекли всеобщее внимание. Их написал композитор Чезаре Биксио (1896 – 1978). (В русских титрах советского варианта его, почему-то оставили без имени, с одной фамилией). Он активно работал в итальянском кино, начиная с первого звукового фильма (1930) и до конца 1950-х годов. Любил сотрудничать с оперными певцами. Среди исполнителей его произведений Тита Скипа, Беньямино Джильи, Джино Беки, Ян Кипура. Судя по тому, что о нём пишут, сочинял в стиле мелодичных и доходчивых неаполитанских песен. Его «Лунная серенада» отличалась задушевностью и мгновенно западала в память.

В «Вернись в Сорренто» основным исполнителем стал один из крупнейших итальянских баритонов прошлого века Джино Беки (1913 – 1993). Наследник славы Маттиа Баттистини и Тита Руффо, удачливый соперник Тито Гоби (1913 – 1984) и Чезаре Сьепи (1923 – 2010), он появился на оперной сцене в 1936 году. Уже через четыре года был приглашён в цитадель традиций, лучший оперный театр страны – миланскую «Ла Скала». На сайте http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=50122, в музыкальном блоге «Спроси Алёну» о нем пишут так:  «Сказать, что Джино Беки обладал неповторимым, уникальным голосом – значит ничего не сказать:  любой голос неповторим. Сказать, что это был голос потрясающей мощи и силы, и в то же время удивительно свободный полётный (…) значит сказать очень мало. Это был голос – образ, голос – характер, редчайший сплав драматического накала, пронзительного лиризма и эпического благородства». Добавим к этому очень привлекательную внешность, и это позволит нам понять причины огромной популярности певца в 1940-е – 1950-е годы. К сожалению лишь небольшая часть репертуара Джино запечатлена на грамзаписях. Но среди них такие шедевры, как «Сельская честь» Пьетро Масканьи (дирижировал автор), оперы Верди «Набукко» (с Марией Каллас), «Бал-маскарад», «Аида» (с Б. Джильи). Для нас важно, что он в 1940-е – 1950-е сыграл в 14-ти музыкальных лентах: «Фуга на два голоса» (1942), «Вернись в Сорренто» (1945), «Секрет Дон Жуана» (1947), (1948), «Песни на два голоса» (1953) и в других. Отрывки из «Безумия из-за оперы», где он великолепно поёт арию Фигаро из “Севильского цирюльника» Россини можно найти в интернете.

Партнёршей Беки выступила известная итальянская киноактриса Адриана Бенетти (1919). Она снималась в 27 фильмах различных режиссёров в период с 1941 по 1957 год, создавая образы молодых девушек. Когда стало ясно, что годы уходят, а иные роли актриса играть не хочет или не может, она покинула съёмочную площадку навсегда.

Режиссёром ленты выступил Карло Лодовико Брагалья (в некоторых сайтах его почему-то именуют Брагэглиа). Половину своей долгой жизни (1894 – 1998), он посвятил 10-й музе. Герой Первой Мировой войны, фотохудожник, режиссёр-аваргардист, Карло пришёл на съёмочную площадку после появления в кино звука. Его первый фильм «Кошелёк или жизнь» появился на экранах в 1933 году. Был крепким ремесленником, без каких-либо устремлений к эксперименту. Среди его 60-ти с лишним работ комедии (в том числе около десятка фильмов с Тото), драмы, исторические ленты, экранизации классики. Как утверждают критики, «Вернись в Сорренто» лёгкий очень жизнерадостный фильм в котором отразилось оптимистическое настроение 1945 – года завершения войны. Да и что нужно было рядовому итальянцу, комедия положений любовь и хорошее пение. На экране почти не чувствовались реальные трудности того времени, разве нет-нет, да гас свет, или выяснялось, что с продуктами в Риме тяжелее, чем в провинции.

По словам рецензентов, лента хорошо прошла не только в Италии, но настоящий успех её ожидал в Советском Союзе, куда она дошла в год смерти Сталина. Фильмов тогда выпускали мало и каждая новая премьера встречалась с энтузиазмом. Весь Союз слушал «Лунную серенаду». Года два она звучала по радио в каждом концерте по заявкам. Её подхватили отечественные исполнители. Из них наиболее часто «крутили» запись одного из популярнейших певцов того времени Артура Айдиняна – о нём все знали, что у него проблемы со зрением. Иногда можно было услышать «художественного свистуна» Ефима Нейда, в небольшом поппури из двух популярных песен. Кстати, и грампластинок с музыкой из «Вернись в Сорренто» издано было предостаточно. Время текло, фильм ушёл в прошлое и стал забываться. Последнее, что осталось в памяти у многих зрителей мелодия и строчки из «Лунной серенады» – «Надо мной тихо звёзды мерцают…»

А вот и вторая песня, милая, незатейливая. Она была не столь популярна, но очень доходчивая. Она имеет все шансы понравится слушателю.

«Вернись в Сорренто» (1945) – К.Л. Брагалья.: 1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>