Далеко от Москвы (СССР, 1950) Режиссёр А. Столпер

Длительность 99 минут

Далекоот2Экранизация одноимённого романа Василия Ажаева (1948), укреплявшего миф о советской эпохе и потому удостоенного Сталинской премии. Основное его содержание: ударное строительство во время войны нефтепровода с острова Сахалин на материковый Дальний Восток. Амур в книге превратился в Аргун, Комсомольск стал Новинском, а Хабаровск – Рубежанском. Такая замена позволила заменить зэков и ссыльных свободными тружениками -энтузиастами. Три руководителя: русский – Батманов, грузин – Беридзе и… еврей Залкинд — решают почти невыполнимую задачу: в тяжелейших сибирских климатических условиях проложить трубопровод в течение года. Залкинд (Лев Свердлин) – парторг, то есть идейный лидер этой народной стройки. С этой ленты и на протяжении последующих 30 с лишним лет в кино СССР все черты личностей, показывающие национальную принадлежность персонажей с определённой “пятой графой”  старательно нивелировались. Доходило до смешного. Так, если в первой редакции романа Залкинда звали Абрамом Израилевичем, то во второй уже Михаилом Борисовичем. Перед нами типичный коммунист послеоктябрьской формации для которого выполнение воли партии – смысл жизни, а всё остальное лишь большее или меньшее приложение к нему.

К тому же, он еще и патриот далекого от Москвы края: «Человек, охаявший Новинск и удирающий с Дальнего Востока, — мой личный враг», — заявляет партийный лидер одному из персонажей инженеру Ковшову. Роман отразил господствующую в то время теорию безконфликтности. В нём идут борьба хорошего с лучшим и основным противником действующих лиц стала суровая природа. Из литературного источника в сценарий перекочевали многословие и патетика, лишившие его внутренней динамики. В такой ситуации актёр Лев Свердлин (на кадре – слева) мог показать только внешнюю статуарность своего героя, которому самим его положением предназначено мудро руководить большим коллективом. Думается, разрешение свыше сделать партийным лидером еврея – наглядное свидетельство двуличности сталинской национальной политики. С одной стороны – откровенный антисемитизм, а с другой – ширма интернационализма – вот, де у нас все равны.  Далекоот1Сталинская премия первой степени за 1951 год. Фильм полностью устарел. Для узкой прослойки зрителей интересующихся использованием еврейской темы в советском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>