Два прочтения одного сюжета

«Расследование» (в российском видеопрокате – «Дело назаретянина») – (1986) – Д. Дамиани (107 минут).

«Расследование» (2006) – Дж. Бозе (112 минут, есть телеверсия – 192 минуты).

Ситуации, когда один сюжет вызывает у режиссёров и продюсеров живой интерес – неудивительны – такое бывает. И то, что любой римейк отличается от первоначального варианта – тоже понятно – нужны новые детали, способные привлечь зрителя. Но в данном случае второе прочтение сделано с полярно противоположных позиций и, так как события, частично реальные, а частично нафантазированные, касаются важного периода еврейской истории, очень интересно сравнить их, дабы понять чем руководствовались два съёмочных коллектива трудившиеся над одной темой, но с разницей в два десятилетия.

I. Когда Дамиано Дамиани – многолетний и неистовый борец против мафии, снял историческую ленту, да ещё о раннем христианстве у его поклонников и просто любителей кино возникло много вопросов и главный среди них: Как это у него выйдет и получится ли что-либо путное?» Примерно с такими мыслями я готовился смотреть в 1987 году на МКФ новую ленту режиссёра «Расследование». Не обнадёживали даже несколько национальных кинопремий, полученных фильмом. Посудите сами: позади у Дамиани остались хорошо известные и крепко сделанные работы о сицилийских мафиози: «Следствие закончено, забудьте» (1971), «Признание комиссара полиции прокурору республики» (1971), «Почему убивают судей» (1974), «Я боюсь» (1977), «Человек на коленях» (1978) и, наконец, популярнейший сериал «Спрут» (1984) – столько эмоционально сделанных лент и всё на одну тему. А тут столь резкий поворот.

Однако выяснилось, что Дамиани имел свою интересную концепцию понимания далёких по времени событий, выстраивая действие в жанре исторического детектива. Для начала он вверг нас в кипящую обстановку Иудеи первого века, которая и стала одним (и, возможно, главным) из всех персонажей действия. Регион раздирают противоречия. Обнищавшее население Земли Обетованной ненавидит римлян, но не знает, как с ними справиться. В религиозной среде идет непрерывная борьба между фарисеями, саддукеями и иными политическими течениями. Зелоты и особенно самая решительная их ветвь сикарии (кинжальщики), считают, что надо физически уничтожать не только римлян, но и евреев, которые им прислуживают. Конечно, из истории мы знаем, что взрыв народного негодования произошёл через тридцать с небольшим лет после показанных на экране событий. Но в фильме мятеж сикариев в Иерусалиме показан как реальная ситуация и нам понятна непримиримость, с которой они отказываются от сотрудничества с римлянами, а затем идут на смерть – их распинают, как иных прочих несчастных, как Иешуа из Нацрата. Трагическая судьба повстанцев открывает зрителю глубину пропасти между римлянами и евреями. Первые установили свои порядки, осуществляют власть, угнетают, собирают налоги. Вторые живут по своему закону, чуждому римлянам и стремятся сохранить свою независимость и внутреннюю свободу. В показе конфликта – ценность киноленты. Она делает это так, как не обрисовывал ни один из виденных мною фильмов.

Вот в такой обстановке и действует чрезвычайный посланник императора Тиберия Валерий Таурус. Он прибыл в Иерусалим со щекотливой миссией, найти пропавшее тело казнённого несколько лет назад проповедника Иисуса из Нацрата. Его позиция ясна и выражена в словах: «если Рим приговаривает преступника к смерти, его тело не может исчезнуть. Воскрешение не предусмотрено римскими законами». Но, с первых же шагов он сталкивается с непостижимым для него явлением – широким распространением взглядов погибшего назаретянина. Под влиянием идей Иешуа – Иисуса оказались многие люди, даже верный слуга Тауруса, даже Клаудия Прокула – жена прокуратора Иудеи Понтия Пилата, несчастная, одинокая женщина, потерявшая сына. Правда Пилат «находит тело» Иисуса, но, при ближайшем рассмотрении этот «реликт» оказывается обманом. Поэтому дотошного визитёра из Рима не устраивает предлагаемый прокуратором вариант. Он настойчив, встречается с людьми, которые видели или слышали проповедника, Ему неважно друзья это или недруги, гораздо важнее, что они могут поведать о его взглядах. Римлянин находит даже мать казнённого – Марию. Другая женщина связанная с казённым проповедником – Мария – Магдалина разоблачает подлог Пилата с телом Иисуса, но при попытке задержать её исчезает из Иерусалима. Таурусу рассказывают о событиях ныне известных всем по «Новому завету»: о тайной вечере, о предательстве Иуды Искариота. Взгляды назаретянина проникают даже в среду солдат. Один из них – сын римлянина и еврейки – отказывается принять присягу на верность императору, хотя знает, какое суровое наказание грозит за такое ослушание. Местные маги отстаивают версию, что Иисус «спланировал» свое воскрешение с помощью настойки из трав, замедляющей жизненные процессы у осуждённых на смерть. И после того, как его сняли с креста, ушел куда-то к своему народу

Словом, чем больше Таурус пытается разобраться в клубке взаимоисключающих мнений, тем больше запутывается в них. Кит Керрадайн ведёт свою роль точно и ёмко. Он – «око государево» и ему важно собрать как можно более полный и достоверный материал о положении в регионе для того, чтобы укрепить здесь власть Рима. Однако сделать это не просто, так как хитрый и умный наместник Иудеи Понтий Пилат не желает ему помогать и, более того, не верит ни одному его слову. «У нас тут не Рим, здесь дела делаются немного по-другому» – говорит он. Нужно видеть насколько рельефно изображает многоопытный Харви Кейтел эту одиозную в христианской истории фигуру. Впрочем, позицию Пилата понять несложно. Находясь в регионе много лет, он изучил его и, одновременно, создал свою систему выгодных себе отношений. Понтий чувствует себя самостоятельным «царьком», считающим, что над его положением, авторитетом, доходами нависла угроза. По его глубокому убеждению приехавший из Рима полномочный представитель императора имеет тайную цель убрать его из Иудеи, поэтому прокуратор боится и ненавидит высокого гостя. Более того, он считает его своим смертельным врагом.

Тем временем, продолжая своё расследование, Таурус приходит к выводу о необходимости пройти по местам земного передвижения таинственного проповедника. Он отправляется вглубь Иудеи с целью разыскать Иисуса и разоблачить его. Храбрый человек, патриций едет один, переодевшись в одежду еврея, Его путь лежит к Галилейскому морю и далее в горы, где находится селение прокажённых и обитает разыскиваемая им Мария-Магдалина. Чтобы проникнуть в стан последователей Иисуса и встретиться с ним самим, он говорит его словами. Но происходит невероятное: одна из восторженно религиозных женщин «прозревает» в нём Иисуса.  Прокажённые кидаются к нему с мольбами исцелить их. Ни в одной из лент нет эпизода, где бы настолько сильно прозвучали, надежды и вера евреев на приход мессии – машиаха. Глубоко потрясённый Таурус осознает насколько сильна религиозность этих людей, как прониклись они идеями таинственного проповедника. В нём происходит душевный перелом, но не мистического, а вполне реального свойства. Ему становится ясным, что тела он не найдёт, повеления императора не выполнит, но, возможно интуитивно, патриций понимает глубину и неразрешимость конфликта римлян и иудеев. С этим результатом он направляется в Иерусалим. Однако, финал ленты о столь же неожидан, сколь и предсказуем. Понтий Пилат, воспользовавшись отъездом Тауруса вглубь страны, объявил о его смерти. Столкнувшись с ним, да ещё одетым в еврейское одеяние, прокуратор «не узнаёт» его («что ещё нужно этому еврею») и велит убить оборванца. Таким образом прокуратор оказывается победителем в этом конфликте, сохранив за собой власть и привилегии. Но противоречия ведущие к знаменитому восстанию не ликвидированы – они продолжают обостряться.

Такой вот своеобразный исторический детектив, созданный по сценарию Пьетро Боничелли, Сузо Чеки д’Амико и самого Дамиани. У этого совершенно реалистического, лишённого даже малейшего налёта мистики есть одна удивительная особенность, он появился в Италии – цитадели католицизма. Как мы знаем, эта ветвь христианства считается наиболее ортодоксально-верующей. Но все события показаны создателями ленты абсолютно реально, лишь во внутреннем перерождении Тауруса в финале (хоть оно и обоснованно психологически) можно усмотреть некую связь с обращением Шауля (Павла). В целом же Иисус-назаретянин (он же Иешуа га-Ноцри) обрисован в сюжете в соответствии с еврейской традицией – как типичный лже-мессия, коих в истории Иудеи того времени было предостаточно. Поэтому можно и нужно рассматривать «Расследование» как крайне интересную попытку показать историческую обстановку в регионе в момент зарождения новой  мировой религии и доказательно поговорить о причинах её возникновения.

 II. Однако, прошло двадцать лет и появился второй вариант того же сюжета, да ещё в двух форматах: коротком – в виде фильма и длинном – предназначенном для ТВ. Сразу оговорюсь: видел только первый. Что же нового внёс в это повествование Джулио Базе (1964) постановщик 18 работ, большая часть из которых телефильмы и сериалы?

Лента начинается со знамения и это показательно. Годика эдак через три после распятия Иешуа произошло землетрясение, которое ощутил и Иерусалим и находящийся на Капри император Тиберий (хороший типаж знаменитого Макса фон Зюдова). Каким-то образом оно встревожило старого властителя и усилило его сомнение в религиозных воззрениях на смысл жизни предлагаемый жрецами римских богов. А тут ещё из Иудеи дошёл слух о воскрешении некоего проповедника казнённого тамошним прокуратором. Правда налицо первая явная натяжка – владыка огромной империи вряд ли мог заинтересоваться каким-то мелким происшествием в отдалённой области великой державы. Ну да ладно, отнесём это к причудам царствующей особы.

Властитель приказал, чтобы к нему прислали верного слугу, командира 17-го германского легиона Тита Валерия Тора (в русских переводах Таурус, Тавр). Тот (Даниэль Лиотти) получает повеление после очередной победоносной битвы с варварами (рукопашное сражение, единоборства, кровь). Картины из его боевого опыта больше необходимы для обоснования появлении и в сценарии врага превратившегося в слугу Брикса (Дольф Лундгрен). Так вот, Тиберий дал ему важное поручение: выяснить, действительно ли казнённый проповедник воскрес? И, если это произошло, нет ли за гробом чего-то лучшего, о чём не знают жрецы римских культов? (Чувствуете разницу в сценарном повороте?) Далее, командир отправляется в Иудею, но делает это, как ни странно, НЕЛЕГАЛЬНО. Почему? Разве его миссия настолько секретна, что о ней не должен знать Пилат? Нет, всё гораздо проще –по сюжету он должен встретить в ночном Иерусалиме молодую еврейку Мириам-Табиту (Моника Крус), спасти её от неких хмельных хулиганов и плениться её красой. Да и Пилат (Христо Шопов), как-то равнодушно относится к такому появлению посланца Рима. Прокуратор, конечно, изображает какое-то недовольство и тоже пытается обмануть Тауруса, подсунув тело какого-то бродяги, но это, скорее рудименты из старого сценария, чем определённая позиция. Подчеркну: бесполезно сравнивать дуэт Керрадайн-Кейтел с парой Лиотта-Шопов, ибо вторая безнадёжно проигрывает картине глубокой и жестокой конфронтации персонажей созданной в более ранней версии американскими исполнителями. И ничего удивительного. Если у Дамиани именно отношения этой пары определяли характер действия, то у Бозе сюжет поплыл в сторону сентиментально – религиозной мелодрамы.

Здесь Иисус-Иешуа почти реальная личность. Флэшбэки показывают его в разные минуты и во время проповедей и в момент распятия. Особое значение приобретает сцена воскрешения Лазаря, введённая в фильм далеко не случайно. Она приобретает смысл в процессе развития нежных чувств между Таурусом и Табитой. Красавец римлянин преодолевает национальные и религиозные различия и покоряет сердце прекрасной иудейки. Она, забыв о правилах поведения в религиозной семье, даёт согласие бежать с ним. И тогда на сцену выступает отец девушки – Натан (Ф. Мюррей Абрахам). От него мы узнаем, что Табита, оказывается, по матери римлянка! Просто поразительно, чтобы суровый верующий еврей женился на дочери враждебного народа – такого не могло быть по определению. Ничем не объяснимы и перепады настроения папаши. Дабы воспрепятствовать побегу дочери он сначала избивает её до полусмерти, а затем страдает, видя, как чадо тихо близится к кончине. (И знаменитый, по настоящему талантливый актёр играет подобную галиматью!) А оно (чадо) мечтает только об одном – увидеть ученика Христа, к учению которого чувствует внутренне влечение. Таурус, как и положено влюблённому, стремглав скачет в Галилею, находит Марию-Магдалину (Орнелла Мути), убеждает Шимона-Петра прибыть в Иерусалим. Тот приезжает и, как легко догадаться, после общения с ним Табита воскресает (вот она параллель с историей Лазаря), а её возлюбленный отныне становится убеждённым христианином.Но на этом причуды сценария не кончаются. Таурус написал столь проникновенное письмо Тиберию, что тот, прочтя его, также уверовал (!) в Иисуса. Он даже распорядился издать закон, по которому христианство разрешалось и вводилось в состав религиозных культов, действующих на территории Римской империи, как их равноправная часть. Вот такой умилительный поворот – по мнению авторов ленты, взгляды назаретянина могли стать частью государственной религии империи почти на 300 лет раньше, чем это случилось в действительности. Однако рвущийся к власти Калигула придушил старого императора, распорядился уничтожить текст закона переписку усопшего с его посланником в Иудее. Он же велел немедленно отправить Пилату смертный приговор на Тауруса, дабы извести отступника. Но, создатели «Расследования» спасли главного героя. В финале мы видим его с группой единоверцев и с Табитой (уже в положении) двигающихся куда-то, неизвестно куда, надо полагать навстречу светлому будущему. И, когда римский конник спрашивает у «коллеги» знает ли он такого командира Тауруса, тот отвечает: «Никогда не слыхивал».

Таким образом, при втором прочтении, сюжет оказался откровенно христианской агиткой призванной способствовать забвению более ранней реалистической ленты на этот же сюжет и рассчитанной совершенно на другую категорию зрителей. Проблемы еврейского народа в нём не просто отошли на второй план, но стали лишь второстепенным неясным фоном для религиозной истории. Отсюда многочисленные натяжки сценария, созданные по принципу «цель оправдывает средства». В результате, две ленты с одним названием стали абсолютно различными подходами к одной вроде бы исторической, но вполне злободневной теме.

Два прочтения одного сюжета: 2 комментария

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>