“Второе дыхание” чуда на 34 улице.

 «Чудо на 34 улице» (1948) – Дж Ситон (96 минут).

«Чудо на 34 улице» (1994) – Л. Мэйсфилд (114 минут)

Для меня знакомство началось со второго варианта, увиденного с плохой одноголосной озвучкой ещё в середине 1990-х. Однако поразила какая-то особая атмосфера, созданная малоизвестным Лесом Мэйсфилдом, постановщиком нескольких ничем не выделяющихся из общего потока голливудской продукции комедий. Что же способствовало такому удивительному достижению? Включились ли скрытые до поры до времени способности режиссёра? А вдруг наконец-то «выстрелили» наработки, сделанные в первой редакции сюжета? Оказал влияние опыт постановки рождественских мелодрам в последующие полвека? Или же над съёмочным коллективом пролетел «светлый ангел» в виде настоящего Санта Клауса? Попробуем найти ответы на все вопросы сначала в «Чуде на 34-й улице» образца 1948-го года.

Скорее всего, 60-т с лишним лет назад сработал необычный поворот сюжета. Подумать только! Оказывается Санта Клаус не просто марионетка раздающая деткам подарки под Новый год, а (выражаясь наукообразно) феномен культуры, несущий в себе положительную гуманистическую идею добра и веры в светлые идеалы. Такой смысловой поворот придал рождественской сказке взрослое звучание Надо полагать, именно поэтому фильм удостоен «Оскаров» за лучшие сюжет и адаптированный сценарий (а также номинировался на приз, как лучший фильм года). Но идея, заложенная в сценарии с позиции нашего времени реализована в то, уже далёкое время далеко не лучшим образом. Так,   Крис Крингл – Эдмунд Гвенн – выглядит благообразным дедушкой со святочной, чуть ли не помазанной елеем бородой. Не верится, что столь слащавое исполнение также удостоено «Оскара», но это так. Красивенькая, в меру сентиментальная, в меру благовоспитанная Сьюзен (Морин О’Хара), имеет главным достоинством только юный возраст. Полностью соответствует американским стандартам того времени пара взрослых героев: матери Сьюзен и её друга., Просмотренный с любопытством старый вариант, , выглядит по сравнению с более поздней версией слишком уж простоватым. В нём нет равновесия между сказкой и реальностью. На экране победила бытовая суета, в которой потонула своеобычность Рождества и где просто невозможно почувствовать удивительную атмосферу предпраздничных дней. А ведь именно в эту неделю всё пропитано ожиданием праздника и сопутствующих ему пусть не чудес, но ожидания чего-то необычного. В целом, всё вроде бы то же, и настолько не то…

Посмотрим поздний вариант. Как эпиграф проходит в нём сцена, когда маленький мальчик терроризирует деда (оказавшегося впоследствии судьёй): «Спроси его». И тот вынужден сказать крепкому пожилому джентльмену с бородкой: «Извините, но он думает, что Вы Санта Клаус». Старики смеются, но посторонний наклоняется к внуку и под таинственный перезвон музыки тихо говорит ему на ухо: «I am». Вот он мгновенно найденный баланс между сказкой и реальностью, более или менее удерживаемый на протяжении всего действияЭто приковывает нас к удивительному персонажу, которому мы мгновенно поверили. И причина такого доверия в некоей основательности, внутренней значимости известного актёра и режиссёра Ричарда Аттенборо, коему на седьмом десятке лет выпала возможность сыграть такую удивительную роль. Его Санта Клаус – личность, осознающая свою миссию и неоднократно заявляющая об этом с экрана. Более того, она достойна такой миссии. Главная задача этого сказочного, нереального, мифологического персонажа (характеризуйте его с этой стороны как хотите)  показанного в облике реального человека не в раздаче игрушек, а в сохранении веры в добро, столь необходимой не только детям, но и взрослым. И на подарки он смотрит как на проявление деятельной доброты. Игрушки для него – символ сочувствия, понимания и поддержки детям всего мира (с которыми он говорит на всех необходимых языках). И этих качеств у него неистощимый запас – вспомним, как он рекомендует мамам магазины с игрушками по более дешёвым ценам. И дорогого стоит эпизод, когда он общается с немой девочкой. Сколько доброты, понимания и грусти в его глазах. Но есть и ещё одна часть его миссии. «Не верят» – говорит Санта и мы понимаем ещё одну его тяжёлую задачу защитить добрую выдумку, как часть ВЕРЫ В ДОБРО. С этой точки зрения подана конфликтная ситуация после которой Крис Крингл попал в тюрьму. Он не сумасшедший (как настаивают врачи в фильме 1948 года), а жертва провокации в которой поднял руку на негодяя оскорбившего детей и пытавшего опорочить его, Санты, миссию.

Достойным партнёром великолепного Ричарда Аттенборо выступила малолетняя голливудская «звёздочка» Мара Уилсон блестяще исполнившая роль шестилетней Сьюзан . Никакой внешней красоты, но характер, проявляющийся во всём и способность совершенно органично жить перед камерой. И какой характер! Достаточно вспомнить сцену, где она с ангельской улыбкой подает судье столь важную для сюжета рождественскую открытку, а вернувшись на место исподтишка показывает язык прокурору и тут же ехидно ему улыбается. Ей веришь, с первой сцены, когда Сьюзан с недетской печалью сообщает с экрана, что Санта, по словам высшего авторитете – матери – всего лишь выдумка. Но сделало ли такое знание счастливой маленькое существо, у которого своя недетская драма? Одинокое чадо обеспеченной, но разведённой и разочарованной женщины, знающей всю изнанку «спецпроектов» универмага Коул, она мечтает о доме, семье, папе и братике. Вот такой вот «крепкий орешек» надо расколоть Санте, чтобы вера в добро вернулась к ребёнку, а вместе с ней  и к её разочарованной жизнью матери.Конечно, основная идея сценария разбавлена многочисленными голливудскими «примочками», главная из которых доказательство через суд истинности Санты. Поразительна стойкая вера американцев в своё правосудие. Временами они его не просто критикуют, а смешивают с грязью, но, хотя бы в рождественские дни, верят. Процесс в версии «Чуда…» 1994 года показан со многими занятными деталями и по выдумке намного превосходит аналогичные сцены старого варианта. Лучше мотивировано решение судьи, на которого с помощью ребёнка снизошло (иначе не скажешь) мудрое решение. С голливудским размахом показана торжествующая массовка на улицах Нью-Йорка в момент вынесения утвердительного вердикта – Санта Клаус существует. С его исчезновением его фильм теряет большую часть интереса, остаётся досмотреть «дежурные» сцены исполнения желаний Сьюзан. Но в памяти остаётся мудрый взгляд Криса Крингла – Аттенборо, выразительная мордашка Мары Уилсон и стойкое ощущение того, что были при создании фильма моменты, когда дух Рождества, столь необходимый и детям и взрослым, передавался на экране со всем его обаянием. В эти минуты Санта Клаус не только пролетал над съёмочной площадкой, но иногда даже кружил над ней. Отзывы зрителей

Жаль, что не посмотрела этот фильм, будучи еще ребенком, а то бы он был одним из моих любимых фильмов детства! Это очень светлый фильм про то, как настоящий Санта Клаус пытается быть самим собой на глазах у многих людей, как взрослых, так и детей.

Несмотря на то, что это детский фильм, в нем есть все от жизни — горе и радость, юмор и слезы, неверие и надежда, алчность и щедрость. В фильме также затрагиваются основы американского общества, подчеркиваются его сильные и слабые стороны. Очень хороший семейный фильм, который можно и нужно смотреть под Новый Год.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>