Розочка (Польша, 2010). Режиссёр Я. Кидава-Блонский

Длительность 113 минут

Занятный гибрид шпионского триллера с эротической мелодрамой, основанный на реальной истории. Её действие происходит в Варшаве в 1967 – 68 годах, поэтому в ней можно видеть и влияние победы Израиля в Шестидневной войне, и события того времени в Польше: в частности нашумевшая постановка «Дзядов» Мицкевича, массовые выступления студентов в марте 68-го… После молниеносной победы евреев над армиями арабских соседей, в социалистическом блоке государств развернулась антисионистская, а по сути, антисемитская кампания, поощряемая из Москвы. Вовсю пошел поиск «тайных врагов» среди научной и творческой интеллигенции, но особенно в силовых структурах и органах безопасности. В этом плане интересна сцена показательного изгнания со службы польского ГБиста скрывшего, что сестра у него, оказывается, репатриировалась в Израиль и живёт в кибуце.  

Стержнем сюжета стала судьба безукоризненно сложенной, сексапильной секретарши Камилы Сакович (Марианна Бочарска). В начале фильма это по внешности милая, вполне средняя блондинка без особых духовных запросов. У неё роман с симпатичным Романом Рожеком (Роберт Вечкевич), вроде бы считающим девушку своей невестой. Пока ещё она не знает, что её избранник капитан служб безопасности. Для него же девушка – красивая вещь необходимая для активного секса и приятного времяпровождения. Однако, будет ещё лучше, если она поможет ему делать карьеру – а на данном этапе для него важно найти сионистов. Между несколькими постельными сценами он убеждает Камилу, что евреи заклятые враги народной Польши. Один из них – профессор того университета, где работает девушка – Адам Варчевский (А. Северин), настоящая фамилия которого Януш Вайдер. Скоро Камила подписывает соглашение о работе агентом-осведомителем Службы безопасности и выбирает себе кодовую кличку Розочка. Повинуясь указаниям своего командира-любовника   наивно полагая, что тому нужна правда, девушка сблизилась с пожилым интеллектуалом-вдовцом и покорила сердце не только Адама, но и его маленькой строптивой дочки Дануты. Такой вот любовный треугольник. Войдя через Варщевского в интеллигентные круги настроенные во многом по-диссидентски, неглупая девушка почувствовала в этой среде прелесть культуры, к коей не осталась равнодушной. Обнаружить сионизм в действиях профессора не удалось, гораздо активнее проявился антисоветизм. Более того, как оказалось он даже не еврей, а происходит из христианской семьи. Однако, для руководства спецслужб такая информация оказалась неважной – профессора свыше «назначили» сионистом (а кем ещё мог быть автор книги “Евреи в польской культуре”), значит он должен им быть. Перед Камилой, вынужденной постоянно строчить отчёты в  “компетентные органы”  встал нелёгкий вопрос: как поступить? Тем более, что Адам предложил ей руку и сердце, о чем любовник-особист даже не задумывался. Узнав о  таком шаге со стороны им же самим выпестованного соперника Роман возревновал и раскрыл профессору глаза на его избранницу. Однако, чувство Варщевского оказалось сильнее и воспрепятствовать их браку не удалось.

Несколько слов о сексе на экране в целом и в «Розочке», в частности. У толковых режиссёров секс в кино не самоцель. В эротических эпизодах своего бытия нормальные люди, как правило,  не лгут в них откровенно проявляется характер человека, его сокровенные качества о которых он в иной обстановке предпочитает умалчивать. Автор рецензии отчётливо понял в 1987 году после просмотра польского же фильма «Случай» режиссёра Кшиштофа Кесьлевского. Там в сюжете проигрывались три варианта судьбы одного персонажа и в каждом варианте у него была другая женщина и секс с ней носил отпечаток  того положения в которое главный герой попал и системы ценностей какую он в своём конкретном положении усвоил. Нечто родственное мы видим и в «Розочке».  Физический крепкий парень, тренированный боксёр, Роман имеет (здесь правомерно использовать самый грубый непечатный русский синоним) свою любовницу везде и при любом удобном случае: в туалете, постели, служебном кабинете. Ему все равно. И Камила поначалу считает это нормой. Общение с Варщевским открывает ей, что в эротике могут быть чуткость, доброта, понимание, общение, стремление сделать партнёрше хорошо. Героине фильма это нравится и, в сочетании с уроками культуры иного образа жизни начинает менять её внутренний мир. Взгляд становится осмысленнее, юбки длиннее, пробуждаются сострадание, отзывчивость, совесть, в конце концов. Словом все те качества, которые не нужны в деятельности спецслужб.

Возвращаясь к сюжету. Камилла вышла замуж за Варщевского, но, незадолго до их отъезда за границу её избранник загадочно погиб – его нашли якобы выбросившимся с балкона.  Начальство, со своей стороны, не оценило прыти Рожека, провилившего ценного агента “Розочку”. К тому же выяснилось, что его настоящая фамилия, утаённая от недреманного ока начальства, Розен (не то немецкая, не то даже еврейская), и неблагонадёжный работник был с позором уволен из органов. В заключительной сцене он стоит на перроне у поезда, увозящего изгнанников в Вену и последний раз видит Камилу. Взгляд, которым она провожает человека, хоть и открывшего ей новые перспективы, но, в результате, сломавшего жизнь, исполнен такой лютой ненависти, что после этого и нескольких иных моментов начинаешь верить оценкам, где исполнительница роли Камилы Магдалена Бочарска признаётся ныне одной из наиболее перспективных актрис польского кино.   Дополняет понимание замысла авторов ленты финальный титр гласящий, что в результате антисемитской кампании 1967 – 68 годов Польшу покинуло порядка 15.000 человек, не только евреев, большинство из которых признанные профессионалы своего дела.

На 35-м фестивале польского кино (2009) “Розочка” удостоена главного приза и получила приз зрительских симпатий. В Москве, на ММКФ Я. Кидава-Блонский удостоен “Серебряного Георгия”, как лучший режиссёр. Лента содержит интересный материал для понимания характера кампании антисемитизма поощряемого в соцстранах в 1960 – 70 годы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>