Саломея (США, 1953) Режиссёр У. Дитерле

Длительность 98 минут

Малозначительный персонаж из еврейской истории, царевна Шуламит – Саломея (15 – 62 гг) стал известен благодаря евангельскому сюжету и более поздней пьесе Оскара Уайльда (1891), о которой подробно рассказано в следующей аннотации. Исторически она была дочерью Иродиады, падчерицей Ирода Антипы и женой своего дяди – Ирода Филиппа 2-го. В эпоху её последующего замужества за Аристобулом Колхидским были отчеканены монеты с надписью об этой женщине и они дошли до нас. Самую неприятную историю о Саломее, принесшую ей нехорошую славу, рассказали Марк и Матфей. Речь идёт об участии девицы в расправе над Иоанном Крестителем, – еврейским проповедником в реальности которого ныне почти не сомневаются. Его взгляды оказались близки к воззрениям ессеев ибо в выступлениях пророка содержались призывы к социальной справедливости и обличения безнравственности двора тетрарха Галилеи Ирода Антиппы. Мало того, что сей правитель, родился и вырос язычником, он еще отнял у своего брата Ирода Филиппа власть и супругу, а женившись на ней, грубо нарушил еврейский закон.

За этот грех досталось от Иоанна и женщинам, неудивительно, что Иродиада и Саломея (мать и дочь) ненавидели пророка. В популярном сюжете новозаветной литературы евангелист Матфей, рассказывает об аресте Иоанна и его заточении. Далее следует знаменитая история о том, как царевна (не названная, кстати, по имени) «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу, и она, по наущению матери, ненавидевшей Иоанна за обличение её брака, попросила голову проповедника. Как повествует евангелист Марк «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну отправили оруженосца, который отсёк ему голову, после чего принес страшный сувенир на блюде, передал Саломее, а та «отдала её матери своей». Как видим, никакой страсти – одна месть руководила женщиной в этот момент.

Здесь конец древним свидетельствам. Далее начинаются сочинения голливудских сценаристов, обратившихся к образу Саломеи под влиянием одноимённой трагедии английского драматурга Оскара Уайлда (1891). Звезды немого кино Теда Бара (1918) и Алла Назимова (1923) создали на экране образ женщины-вамп одержимой греховной страстью. Такое толкование господствовало до начала 1950-х, когда за дело взялся основательный, многоопытный постановщик Уильям Дитерле (1893 – 1972). За океаном понимали – декаданс давно миновал и нужно завлечь зрителя какими-то новыми решениями. На что опирался создатель новой версии известной многим истории?

Создатели фильма обратили внимание на отсутствие в рассказе Матфея имени танцующей женщины. Из этой недосказанности они извлекли возможность изобразить едва различимую во тьме времён царевну не исчадием ада, а заблудшей душой, превратившейся в конце-концов в верную овечку христова стада. Для этого был разработан далёкий от реальности, но эффектный, сценарий. По нему Саломея (Рита Хейворд), оказывается, воспитывалась в Риме, но, после того как покорила сердце племянника императора, Тиберий, не желавший видеть родственницей дочь варварского племени распорядился выслать девушку на родину. В Галилею она плыла на одном корабле с новым прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и его помощником Клавдием (Стюарт Грейнджер), совершенно пленённым красивой еврейкой. Дальнейшие события развёртываются уже в Иудее и Иерусалиме. Узнав о загадочном и популярном Иоанне, Саломея переоделась в простую одежду и посетила одну из проповедей Крестителя. Отважная девушка вступила в дискуссии с пророком, защищая свою мать. Более того, она попыталась убедить своего нового поклонника Клавдия арестовать пророка, но, как выясняется в ходе действия, Клавдий являлся поклонником Крестителя. В темницу последнего посадил Ирод Антипа, а римлянин как раз просил его освободить. Кстати, тетрарх предложил пророку мир и свободу в обмен на прекращение нападок на власть, но Иоанн гордо отказался.Тем временем, отправившись в Иерусалим, Клавдий сподобился увидеть Иешуа га-Ноцри в момент свершения одного из чудес и уверовал в него. После возвращения в Галилею он посетил (вместе с Саломеей!) камеру Иоанна и сообщил ему о новом проповеднике. Убеждённость Крестителя в своей миссии породила  в языческой душе царевны сомнения в собственной правоте, что и требовалось для финальных сцен. Далее идёт эпизод с танцем семи покрывал (или вуалей).  Любопытно, что по фильму голову Крестителя,  во время знаменитого танца потребовала именно Иродиада. Её дочь же, поглощённая своим выступлением, не предполагала такого поворота событий и пришла в ужас от содеянного. Потрясённая она покинула мать и в финале зрители видят Саломею с Клавдием уже среди последователей Иисуса, внимающих Нагорной проповеди. Результат: псевдоисторический фильм, показывающий как даже не самые важные факты истории Иудеи трансформируются под воздействием христианства в религиозную агитку. В своё время фильм пользовался большим кассовым успехом. Может вызвать интерес у зрителей, интересующихся преломлением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>