Жонглёр (США, 1953) Режиссёр Э. Дмитрык

Длительность 82 минуты

Эта простая по форме, но содержательная лента интересна нам по трем причинам. Во-первых в ней, возможно впервые в мировом кино появилось изображение страшнейшей психологической подавленности оставшейся в душах бывших узников гитлеровских фабрик смерти и попыток преодолеть это состояние. Во-вторых эта сюжетная коллизия развёртывается в новорожденном государстве Израиль, только-только выигравшем войну за Независимость. И в третьих главную роль в фильме талантливо сыграл наш соплеменник Керк Дуглас (Иссур Демски). О чем же поведал нам «Жонглёр»?

На уровне сюжета в нём всё понятно. Лето 1949 года. Корабль с еврейскими беженцами из Европы прибыл в израильский порт. Среди них, когда-то всемирно известный клоун, эксцентрик и жонглер Ханс Мюллер – немец в прошлом женатый на еврейке и не отрёкшийся ни от неё, ни от детей. Результат: многолетнее заключение в концлагере, смерть близких и неизбывное чувство вины.Когда-то, в начале 30-х, Ханс не уехал из Германии, не вывез жену и детей, потому, как считал, что его слава и популярность оградят его близких от участи всех евреев страны. Прозрение пришло поздно. На память остался страшный сувенир –несмываемый номер на руке. И вот сейчас Мюллер покинул Германию переставшую быть для него родиной и попал в чужую для него страну, которая предложила убежище многим изгоям. Ему предстоит найти в ней место, но для этого нужно справиться с приступами страха, депрессии, вечной подозрительности, и ненависти ко всем представителям власти.

Сбежав из лагеря «олим хадашим», новых переселенцев, и тяжело ранив полицейского, заподозрившего в убегающем человеке подозрительного субъекта, Ханс Мюллер отправляется в вынужденное путешествие по Израилю со своим случайным попутчиком, еврейским подростком из США, Джошуа. Кстати, съёмки фильма велись в молодом еврейском государстве и зрители, вместе с персонажами повествования, видят реальные, неприкрашенные картины бедной страны, где (совсем как в Европе) можно встретить разрушенные здания – следы войны за Независимость, или забрести на минное поле и только чудом при этом уцелеть. Но, одновременно виден энтузиазм строителей новой жизни, в кибуце, где-то в Галилейских горах, недалеко от тогдашней сирийской границы и через такие эпизоды можно почувствовать социальный оптимизм, без которого немыслимо было развитие Израиля.Вот в этой обстановке и находится Мюллер, причём логика развития сюжета  предопределяется его характером и душевным состоянием. Керк Дуглас  убедительно играет человека, незаурядного, талантливого, остроумного, в прошлом жизнелюбивого и очень доброго, как и его профессия. Достаточно посмотреть, как он находит общий язык с детьми. Малолетняя спутница Сьюзи мгновенно покорена его умением показать мини-представление и развеселить её, хотя для радости нет ни причин, ни условий. Джошуа покорён его мастерством и с увлечением начинает осваивать науку жонглирования. Дети в кибуце с восторгом воспринимают данное им представление. Но, вместе с тем, у зрителя вызывает жалость и сочувствие состояние Ханса – наследие потрясений войны. Жонглёр совершенно не выносит замкнутых пространств, внутренняя боль гонит его всё дальше и дальше. Он готов идти куда угодно, даже в Сирию, ибо только в движении обретает видимость покоя. И ещё одно: Ханс потерял способность создать свой дом. После гибели самых близких для него это также иллюзия. Хотя, когда он танцует у костра в кругу киббуцников, среди людей, приехавших на эту землю именно строить новый дом, он счастлив. И милая кибуцница Яэль (Мили Витале) которая полюбила непонятного ей незнакомца выглядит в своём кокетливом костюмчике и с безупречной голливудской причёской вполне приемлемо. Ведь по замыслу её героиня и должна олицетворять нечто светлое и положительное. Актриса это и делает, хотя в её повадке гораздо больше от заокеанской старлетки, чем от молодой израильтянки.

Голливудский режиссёр Эдуард Дмитрык (1908 – 1999), весьма популярный в 1940-е, никогда не стремился к чему-то экстраординарному. Это был добротный профессионал, один из тех, кто составляет хребет кинопроизводства любой страны. Он делал ставку на занимательную историю рассказанную посредством игры звезд и склонен привести её к хэппи-энду. В «Жонглёре» Дмитрык не слишком отступил от этого правила и привел Ханса Мюллера к выводу «Помогите мне, я очень болен, мне нужна ваша помощь».  Но Керк Дуглас сыграл “одиссею” своего героя настолько достоверно, что у зрителя остаётся чувство сострадания и ненависти к нацизму – в этом и есть главный  результат воздействия ленты.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>