Нечестная конкуренция (Италия-Франция, 2001) Режиссёр Э. Скола

Длительность 106 минут

Рим, рубеж 1940-х. Несмотря на диктатуру Муссолини, атмосфера в стране ещё патриархальная. Торговец Умберто Мелькиори (Д. Абатантуоно) владеет магазином готового платья – побольше.  Рядом с его витриной выставляет образцы своего товара Леоне Делларока (С. Кастеллито), еврей из Милана. Его семья уже порядком ассимилировалась, но в доме на стене в застеклённой рамочке висит ктуба – брачный контракт. В остальном все вполне по-итальянски и по-европейски интеллигентны, Леоне и Джудитта любители оперы, их дочь Сюзанна пианистка, даже бабушка Эуджения играет на скрипке. Только малолетний Леви ещё непонятно кто. В семействе Мелькиори также есть интеллектуал, преподаватель лицея Анджело (Ж. Депардье), сын Паоло, гордость рода – студент-архитектор, жена – Маргарита вся в домашних делах. Правда брат её, сущий бездельник, чернорубашечник, но дело не в нём, а в том, что никто не хочет помогать главе семьи в магазине. Так, что Умберто вынужден нанимать помощников и поневоле завидует конкуренту – там все в деле. Но торговые дела занимают только глав семейств. Дети двух родов активно общаются. Младшие: Петруччио и Леви – закадычные друзья. Старшие: Сюзанна и Паоло питают друг к другу нежные чувства. А о национальных конфликтах и персонажам и зрителям напоминает только часовщик «Граф» по прозвищу Тик-Так, беглый еврей из Литвы. До поры всё сводится к спорам из-за покупателей. Но это …Только на 42-й минуте действия подспудно закладываемые межнациональные противоречия, наконец, прорезаются после дошедшего чуть не до драки столкновения из-за покупателей. Доведённый до бешенства «нечестной конкуренцией» Умберто изрекает в адрес Леоне: «Еврей всегда остаётся евреем». Однако, когда в полиции у Мелькиори осведомляются, а нет ли у него, истинного итальянца, других разногласий с Делларока, помимо торговых. Ведь стражи порядка в фашистской Италии просто обязаны защищать исконных жителей от всяких там чужаков. Умберто разводит руками. К огорчению комиссара нет у него других претензий к иноплеменному соседу. А такая беседа первый сигнал антисемитского курса властей, показанного на экране со всей последовательностью. Сначала были введены ограничения на профессиональную деятельность, подобные тем, которые уже действовали в гитлеровской Германии. Затем последовала конфискация радиоприёмников. На домах появились листовки: «Здесь живёт еврей». Разрешили принимать доносы с разоблачениями семитов, живущих под вполне итальянскими фамилиями (правда никто не спешил с сообщениями, но это уже другая песня). Вот на каком уровне развивалась «нечестная конкуренция». И проводился этот курс, хоть не так ретиво, как при Гитлере, но явно с подачи северного соседа. «Подумать только, – заметил видавший виды Тик-Так, – первый раз в истории Италия соблюдает договор и с кем, с первым на свете дерьмом». Впрочем, у него своих проблем хватает. По паспорту он иностранец: визу ему не продлили, лицензию отобрали и, в конце-концов депортировали, хотя взятку за оформление мнимой визы в США успели содрать.

Ещё играют вместе дети, Петруччо бегает домой к Леви, где его поят рыбьим жиром и кормят сэндвичами, но многолетняя служанка

    Делларока уезжает в деревню, ибо «лица еврейской национальности не могут иметь прислугу арийской расы». Перестали встречаться Сюзанна и Паоло. К тому же, девушке закрыт доступ в консерваторию. А вот уже и еврейским детишкам запрещено посещать школы. Неизвестные хулиганы разбили витрину в еврейском магазине. Прибывшая полиция даже не скрывает, что не будет разыскивать злоумышленников. Да и зачем их искать всё равно у семитов отбирают лицензии на право заниматься торговлей. Доведённый до отчаяния Леоне хочет продать магазин соседу, но Умберто отказывается скупить по дешёвке магазин Делларока, заявив: «Это твой магазин и ты в нём хозяин». Впрочем, этот акт моральной поддержки ничего не меняет. Наступает день, когда у семейства Делароке отбирают имущество и переселяют в гетто, откуда, наверное уже не будет возврата. Последний взгляд, последнее прости и машина исчезла за поворотом. На этой печальной ноте и заканчивается лента. И совершенно непонятно с чьей лёгкой руки в интернет-аннотациях к фильму растиражировано следующее порождающее иллюзию счастливого конца утверждение: «В конце концов, вместе переживая трудности фашистской оккупации, они становятся друзьями».На самом деле всё гораздо печальней. Талантливый бытописатель Скола обстоятельно показывает не только развитие итальянской модели Холокоста, но и условия в которых эта трагедия оказалась возможной. Режиссёр с горечью констатирует: среди его соплеменников большинство оказались настолько порядочными, чтобы не воспользоваться несчастьем ближнего, но не настолько смелыми, чтобы выступить в их защиту. Они могут рассказывать анекдоты о Муссолини, или осуждать его где-нибудь в траттории, но не пойдут воевать за справедливость с системой. Отсюда и чувство вины, проявляющееся в поведении главы семейства Мелькиоре и в его репликах. Вот пример диалога. Умберто – сыну: «Ты не встречаешься с Сюзанной»? Паоло: «Она меня послала». Умберто: «Почему»? Паоло: «Потому, что я скотина». Умберто: «Нас таких (!!!) много развелось».

И рассказана эта история неторопливо, с тактом; прекрасно воссозданы улочки довоенного Рима, обаятельна ностальгическая музыка. Добавляет драматизма периодически возникающий на экране дневник маленького Петрруччо, бесхитростно описывающего многие перипетии сюжета. Не случайно действие заканчивается его фразой: «Тот с кем ты пил рыбий жир, навсегда останется твоим другом». Для зрителя интересующегося темой Холокоста,

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>