Путешествие Джеймса в Иерусалим (Израиль, 2003) Режиссёр Р. Александрович

Длительность 87 минут

Очень неглупая трагикомедия, позволяющая взглянуть на образ жизни и ценности израильтян со стороны. Так, завязка. Лучшего из лучших в далёкой зулусской деревушке Инчонгмен, (понимай, где-то в Южной Африке), кандидата в будущие пасторы отправляют на Святую землю. Там живёт избранный народ и можно приобщиться к свету веры. Звучащая как сопровождение титров песня: «Иерусалим, ты предел наших желаний. Твоё сияние освещает нам путь», отныне будет лейтмотивом действия. Итак, главный персонаж прибывает в аэропорт Бен-Гурион, полный надежд и предвкушения предстоящей поездки. Но здесь, несмотря на паспорт, его определяют в КПЗ, как потенциального мигранта. Отсюда паломника выкупает каблан Шимми (пока существует такая система сотрудничества ушлых дельцов и полиции, незаконно въехавшим иностранцам можно не опасаться высылки) и привозит на задворки Тель-Авива. Там Джеймс оказывается в притоне, набитом нарами и такими же бедолагами, где правит пахан Федя и его русскоязычные дружки. Паспорт у нашего героя, естественно, отобрали, и со следующего утра он пошёл вкалывать на уборке за 500$ в месяц (желающие могут прикинуть сколько «навара» имеет Шимми в месяц с каждого рабочего). И начались для гостя из Африки израильские университеты…

Во время «обучения» он усвоил ряд нехитрых, но важных истин: 1. В Израиле «один пожирает другого». 2. Популярное здесь слово фраер. Означает – человека, который даёт себя обмануть. Принцип взаимодействия: не ты, так тебя. 3. Ещё одно распространённое слово – халтура. Обозначает, как нетрудно догадаться, не только качество работы, но и дополнительный заработок. 4. Высшая ступень знания: думать надо. Тогда деньги у тебя,  работа у другого.Джеймс прошёл все стадии. Сначала заслужил внимание своим трудолюбием и истинно христианской скромностью. Нашёл себе покровителя в лице отца Шимми – Салеха (но об этом особый разговор). После изгнания Феди на его историческую родину в Молдавию оказался на его месте. Сумел, используя Салеха (уже по израильски) организовать нелегальный бизнес – распределяя халтуры среди своих чернокожих собратьев наживался на этом. Стал спонсором христианской общины выходцев из Африки. На вопрос таксиста: «Как в Израиле» – ответил чётко – «супер». Словом крутился как многие евреи, и усваивал может быть самый главный урок: хочешь заработать здесь – живи по нашим правилам. Но при этом его желание посетить Иерусалим становилось всё слабее, а желание получить деньги пересиливало духовные устремления. Казалось бы всё ясно – ан нет. Создатели фильма углубили его содержание, введя в него образ Салеха.

Этот неопрятный, но обаятельный старикан с умным взглядом и хитренькой улыбкой вроде бы типичный израильтянин. Выступает знатоком местного образа жизни, использует способность Джеймса выкидывать одни шестёрки, чтобы обчистить карманы своих знакомцев. Но есть у него и нечто выделяющее из общей массы еврейских персонажей – привязанность к своей развалюхе и запущенному участку земли. Ведь сколько раз подьезжали сынок со снохой: продай участок, выстроим на этом месте многоэтажный дом и получишь ты в нем любую квартиру, какую пожелаешь. Но нет: не соглашается Салех. Обустраивает участок, ибо память о незабвенной жене Мириам дороже миллиона. Да и боится, а ну как единственный сын засунет его в квартиру и уже никогда более не покажет носа. Он и Джеймса пригрел, потому как увидел в нём нечто родственное – тягу к земле. И выгнал, из-за того, что, как ему показалось, тот стал на сторону сына. Да и нелегальный бизнес нового знакомца поднадоел; не поймешь то ли перед тобой работник, то ли какой-то начальник.

В последний раз эти персонажи встретились на пикнике. Дожали таки старика родственники – отказался он от дома и чувствует себя абсолютно чужим и бесприютным в этом сонме беспечно веселящихся и упоённо жрущих израильтян. И только теперь становится ясно, зачем понадобился Салех в сюжете. Он нужен чтобы напомнить Джеймсу о забытой им духовной цели его путешествия. Но тут израильская действительность наносит главному персонажу удар ниже пояса. Ему напоминают кто он такой. И, так как он нелегал, его депортируют в родные пенаты. Последний точно найденный иронический штрих. В Тель-Авиве, оказывается, в тюрьме нет мест, и арестованного перед посадкой в самолёт везут в… Русское подворье Иерусалима, где находятся известные на всю страну КПЗ. И вот тут паломник добивается разрешения у сопровождающих полицейских хоть раз сфотографироваться на фоне Святого города.

Хорошо сделанный и сыгранный фильм из которого следую два вывода. Во первых: гои, считающие евреев особым народом и желающие получить от них нечто “разумное, доброе вечное”, приобретают вместо этого уроки практицизма бесконечно далёкие от духовности. Во-вторых евреи должны ознакомиться с лентой, чтобы поменьше задирать нос и хотя бы задуматься об ответственностью налагаемой на них Богоизбранностью. Хотя, скорее всего, именно они смотреть её не будут… Для любителей израильского кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>