Чудесное забвение (Великобритания-Германия, 2003) Сценарист и режиссёр П. Моррисон

Длительность 106 минут

Встречается и под названием «Удивительная забывчивость». Неожиданное прочтение еврейской темы через… любовь к крикету. Впрочем, этот вид спорта не более чем предлог, а речь идёт о взрослении еврейского мальчугана в условиях мультикультурного общества полстолетия назад. Представьте чету Виктора и Рут Вайзманов, проживающую в 1960-м, в благопристойном пригороде Лондона. Её вывезли из Германии перед войной, родители погибли в Холокосте, кто воспитывал, мы не знаем. Быстро вышла замуж, старается, помогает мужу, вечно занятому бизнесом. Виктор – выходец из Польши. Изо всех сил пытается выбиться из бедности через розничную торговлю тканями. Надеется открыть новый магазин. Вайзманы не слишком религиозны, но синагогу посещают, и молитвы при случае на иврите могут прочесть. Дома двое детей. Младшая дочь тихо пилит виолончель – ну какая же нормальная еврейская семья без будущего музыканта. Старший Дэвид (Сэм Смит) обычный ребёнок, но есть у него пунктик – не мыслит жизни без крикета. Имеет прекрасную экипировку, собирает открытки великих игроков, разыгрывает на столе всякие комбинации. Вот только в реальности играть не может, поэтому и в команду его не берут. Но это только завязка действия.

Пружина сюжета начинает раскручиваться, когда в исконно «белом» квартале появляются новые «цветные» жильцы – семья Дэниэлсов из Ямайки. Естественно возникает общее возмущение местных жителей. Безобразие! Куда смотрел хозяин дома! Надо как можно быстрее от них избавиться. Ну и, как положено обывателям, все стремятся решить проблему чужими руками, в данном случае руками Вайзманов, которые оказались соседями нежелательных пришельцев. На них идёт постоянное моральное давление, советы (поступите так), претензии (почему вы до сих пор ничего не сделали). Наступает момент, когда Рут Вайзман, отнюдь не героиня, выходит из себя и говорит: «Мы ведь тоже эмигранты». Но угрозы продолжаются. Анонимные записочки в дверь (подобную же «обработку» проходят и Сэмюэлсы). И трудно евреям выдержать подобный прессинг, да ещё положение обостряет именно Дэвид.

Именно он заметил, что соседи стали возводить на своём дворике странное сооружение, первый узнал в нём крикетный корт. И когда глава семьи Дэнис  (Делрой Линдо) начал учить свою дочь Джуди (Анжела Винтер) азам игры, мальчик не выдержал. Одев своё снаряжение, Дэвид вышел к соседям… чтобы опозориться. Но Дэнис не стал над ним смеяться подобно одноклассникам, а начал его учить. В общении с такими внешне необычными людьми он получил понимание и огромную теплоту, которых и близко не было в школе. От них еврейский паренёк узнал, что на Ямайке крикет чуть ли не национальный вид спорта. Там играют и стар и млад, даже девушки, а команды острова неоднократно становились победителями крупных международных турниров. Конечно постепенно мальчик стал делать успехи и его довольно быстро взяли в школьную сборную. Но, если бы фильм был только об этом, его можно было бы не досматривать до конца.

Главное в том, что Дэвид, не без усилий, но сломал стену отчуждения между семьями Вайзманов и Сэмюэлсов. Конечно выходцы из Ямайки оказались добрыми, отзывчивыми людьми, а Джули оказалась прекрасной подружкой. Но был в их отношении очень любопытный момент: ведь перед ними, верующими христианами был живой еврейский мальчик, представитель народа, давшего миру Библию и Иисуса. И вот уже его приглашают в дом к соседям и ямайское окружение слушает – и не просто слушает внимает чтению Библии на иврите – языке оригинала. Однако Дэвид обычный мальчишка со своими слабостями и не всегда хорошими поступками. Так, когда его темнокожая подружка пришла к нему на день рождения, он не пустил её в дом, испугавшись, а как отнесутся его одноклассники. Это было предательство, и Джулия очень болезненно его пережила. Дэвид достаточно быстро понял что натворил, но отношения наладились только после того, как он подал сигнал тревоги во время поджога дома Сэмюэлсов, и не будь такого предупреждения всё могло бы закончиться гораздо трагичнее. В финале он по-прежнему играет в крикет и даже выходит на игру с настоящими мастерами из Ост-Индии, но мальчик перерос игру и за одно лето стал подростком понимающим цену угрызений совести и возрождённой дружбы.В заключение несколько выдержек из найденного в интернете интервью Пола Моррисона. «Я попытался охватить период, когда английское общество становилась разноцветным, — время перемен, в котором, как мне кажется, мы живем до сих пор, — и, возможно, это первый фильм, где в качестве инструмента повествования о социальном перевороте используется крикет». Не всех удовлетворил благополучный финал ленты. Отвечая на это, режиссёр сказал: «Существует ранняя версия сценария, предусматривавшая более горький финал, однако нас она не удовлетворила, тем более, что фильм есть нечто большее, чем просто сюжет о крикете. Равно как и не просто ностальгический жест. (выделенные слова подчёркнуты мною) И это дает мне все основания надеяться, что “Чудесное забвение” войдет в каноны современного британского кинематографа». Добавим, получился очень сердечный фильм для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кинематографе и для любителей хорошего кино. Его наиболее существенным недостатком является недостаток динамики, особенно заметный к концу действия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>