Поиск (США-Швейцария, 1948) Режиссёр Ф. Циннеман

Длительность 99 минут

Действие фильма развёртывается в 1945 – 46 годах и начинается в одном из транзитных лагерей, куда доставляют обездоленных детей: уцелевших в концлагерях, беспризорников, сирот. Они запуганы бесчеловечным обращением, никому не верят и смертельно боятся людей в форме. При расспросах один из них, белокурый мальчик на все вопросы отвечает: Ich Weiss Nicht (“Я не знаю»).  Зрителю сообщают, что его имя Карел Малик, он из обеспеченной чешской семьи, но отец и сестра Карела погибли, а с матерью его разлучили в Освенциме. Лента очень точно показывает особенности поведения малолетних жертв войны. Когда их пытаются вести в машинах с красным крестом, они приходят в ужас. Именно в оформленных таким образом душегубках фашисты травили людей газом. Позднее, уже во время поездки запах из выхлопной трубы приводит детей в панику. Они открывают дверь и спасаются бегством. Именно после этого мучимый голодом Карел подходит к американскому военному инженеру, Ральфу Стивенсону (Монтгомери Клифт).

Добрый по природе Ральф приручил мальчика. Хорошо показано, как непросто это было сделать, особенно с начала. Так как он по-прежнему не откликается ни на один из известных языков и не говорит своё имя его опекун называет его Джимом, начинает учить английскому, учит водить джип. В проекте у Стивенсона забрать приёмыша с собой в Америку, хотя для этого необходимо преодолеть огромные бюрократические препоны. Тем временем, мальчик начинает тосковать по маме. В его памяти осталась их последняя встреча у заграждения в концлагере. Он убегает и находит подобное заграждение отделяющее от внешнего мира какой-то завод, но, естественно, не может найти самого дорогого для него человека. Именно после этого Ральф говорит Джиму, что его мать умерла.Однако, Хана Малик (Ярмила Новотна) осталась жива и вела поиск сына. Явившись в уже известный нам транзитный лагерь, она получила обнадёживающую информацию: её сын здесь. Он женщине привели другого ребёнка. Так в сюжет вошла еврейская тема. За свою короткую жизнь Йоэль Маковски усвоил, что нельзя быть евреем, поэтому он отозвался на «бесхозное» нееврейское имя и даже стал ходить в церковь; уж там-то еврея искать не будут. Вместе с тем мальчик почувствовал какую-то благодарность к этой странной женщине. Он первый бросился к ней на помощь, когда от пережитых испытаний, Хана упала без сознания. И она, выйдя из больницы, взяла его под защиту, когда у Йоэля возник конфликт с пятью соплеменниками, но пожелавшими принять его в свой круг. После этого мы увидели её работающей с еврейскими детьми, которых готовят к отправке в Палестину. Нам показали эту большую группу сирот Холокоста, закончивших своё пребывание в транзитном лагере. Они уже во-многом преобразились, стали более раскрепощёнными, самостоятельными и уже не боялись своего будущего. Насколько мне известно, это единственный пример, когда в игровом кино изображена отправка подобных групп.

Действие ленты быстро идёт к хеппи-энду, но нужно отметить уверенную режиссёру австрийского еврея Фреда Циннемана (1907 – 1997). Он выстраивает действие четко, даже несколько суховато, нигде не впадая в сентиментальность. Мастер понимает, что нужно только грамотно подать тему, а она будет говорить, нет не говорить – кричать за себя. Зритель воспримет развалины немецкого города – съёмки велись в американской зоне оккупации. И детей – тех, послевоенных, ещё не отошедших от переживаний страшных предыдущих лет. Всё это относит «Поиск» к документам эпохи, что гораздо важнее, чем исполнение в нём первой главной роли знаменитым позднее Монтгомери Клифтом. Ряд призов и номинаций престижных кинофестивалей. Для зрителя интересующегося отражением еврейской темы в кино

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>