Шем (Великобритания-Израиль, 2004) Режиссёр К. Робо

Длительность 91 минута

Оригинальное название фильма «Shem» в вариантах русского перевода выглядит как «Предок». Но его другие значения –  «Имя», как знание о себе и даже «Шем», как имя сына Ноя Сима от которого пошли семиты.  Словом на зрителя повеяло самоидентификацией, но решена эта тема  в гибриде проблемного фильма и какой-нибудь третьесортной коммерческой поделки. Итак, живёт в Лондоне женщина, вроде бы еврейка, с двумя взрослыми сыновьями. Судя по репликам, молодящаяся мамочка держит чад в любовниках, да они не прочь переспать и друг с другом. Младшему Даниэлю (Эш Ньюман) всё это обрыдло и он сбегает. Пока к бабушке, к которой привязан, ибо она по возрасту уже не пристаёт и с ней можно просто душевно пообщаться. Божий одуванчик, дочь знаменитого раввина Теодора Вайса, помнит обряды и читает молитвы от которых внучка тошнит. Но он не может отказать старушке, желающей узнать где могила её любимого папочки, умершего в роковом 1939-м, вроде бы в Вене, но, может быть, и в каком-либо другом месте.  Итак, получив в напутствие от старушки настоящую мезузу (с фрагментом Торы), Даниэль пускается в свою одиссею по маршруту: Лондон-Париж-Берлин-Прага-Будапешт-Белград-София-Италия.

Что предлагает ему современная Европа своему порождению? Активный секс всех видов, ночные клубы различного пошиба, тусовки, общение с визажистом-трансвеститом.  К этому можно добавить сюжетную линию, в которой некие таинственные личности следили за Даниэлем, ибо, по их информации, у Теодора Вайса хранились чудесные камни из Иерусалимского храма (Урим и Туммим?), но никаких конкретных результатов эта история не имела. Так дополнительное средство привязать внимание зрителя к экрану. Для ощущения прилива адреналина – чудесное спасение из рук венгерского садиста и посещение в Болгарии подпольного детского борделя с усладой для педофилов всех сортов. Правда тут наш антигерой не выдерживает и опрометью бежит прочь: сохранились, стало быть, какие-то представления о порядочности. Его стремление к корням находит понимание, разве, только Сербии у женщины которая родом из Черногории, но после распада Югославии попала в Хорватию, в Словению, пока наконец она не осела в Белграде.Что осталось от еврейства? В Париже (по фильму) – ничего. Далее на восток: музеи, мемориалы, синагоги с пожилыми евреями, кладбища ухоженные и не очень. Везде есть архивы, где можно навести справки. Но это о прошлом, а сейчас. Милая соплеменница Зара оказывается убеждённой лесбиянкой, значит, даже кратковременный роман с ней невозможен. В старом еврейской квартале Будапешта, кое-где живут цыгане, но по большей части, он просто пустует. Правда, в Праге с её многовековой традицией общинной жизни Даниэлю довелось попасть на настоящий красивый Шабат, с зажиганием свечей, с молитвами, брахот (благословениями) и с песнями, однако это чуть ли не единственный оазис в пустыне. От ашкеназийской культуры, являвшейся важной автономной частью европейского духовного пространства только памятники, обречённые забвению.Что дали изыскания главного персонажа? Ничего. Везде он находил туманные слухи о великом цадике, ездившем перед Второй мировой из страны в страну и проповедовавшем свет Торы. Но, только бабушка, прибывшая в финале к любимому внуку в Италию, сообщила, что папа явился к ней во сне и сказал: «Не ищите мою могилу, я погиб в концлагере». Любопытно, а может быть старушка и раньше знала о судьбе папочки и отправила внучка в паломничество по еврейским общинам Европы не случайно? Ведь путешествие всё-таки пробудило у юноши известный интерес к духовности, а, следовательно и к своим корням. По крайней мере, почувствовав настроения бабушки отправиться в мир иной, он попросил её повременить, так как именно теперь она ему так нужна, так нужна… В заключение. Чувство после просмотра ленты тягостное. Хотела того или нет Кэролайн Робо, но смешением в своей ленте приёмов серьёзного и коммерческого кино она показала упадок и вырождение великой западной цивилизации. Нечто подобное поздней Римской империи. Своеобразие исчезает, жизнь унифицируется, причём не в лучшую сторону. Аномалии становятся нормой. Нет ни сил не желания возвращаться к традициям создавшим богатейшую европейскую культуру. И евреи отведав яда вседозволенности, ничем не лучше всех остальных, хотя у них и есть нравственный фундамент заложенный в иудаизме. А так, стоит ли удивляться тому, что дряхлая Европа не способна противостоять реальной угрозе ислама, которому её достижения на дух не нужны…

Фильм получил приз кинофестиваля в Нью-Йорке. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>