Капо (Франция-Италия-Югославия, 1960) Режиссёр Д. Понтекорво

Длительность 116 минут

История еврейской девушки, превратившейся в капо (надсмотрщицу) в лагере смерти Освенцим – один из своеобразных аспектов использования еврейской темы в мировом кино. Снятый итальянским евреем и коммунистом Джилло Понтекорво (1919 – 2006) фильм основывался на реальных фактах – и среди «избранного народа» оказались выродки, пошедшие на службу к нацистам. Но «Капо» интересен не констатацией факта, а изображением расчеловечивания личности, попавшей в невообразимые условия гитлеровской фабрики смерти. Оно показано впечатляюще и, по меркам начала 1960-х предельно жёстко. Некоторые кадры заставляют вспомнить по своей беспощадности более ранний «Последний этап» В. Якубовской.  Действие начинается в уютной квартире ассимилированных евреев, интеллигентных, воспитавших дочь, Эдит (Сьюзен Страсберг) в системе европейских культурных ценностей. Девушка играет Баха, музыка которого  будет иметь немалое значение для понимания смысла ленты. Однако умиротворяющий пролог длиться недолго. Эдит и её семья попадают в облаву и оказываются в Освенциме.

Беспощадная селекция и вот уже родителей на глазах девушки отправляют в газовую камеру. Она не просто испугана, она потрясена крахом всех казавшихся ей такими незыблемыми моральных устоев и её поступками начинает управлять животный страх – только бы выжить. Но ей повезло. Симпатичную еврейку спасает лагерный врач из заключенных: более того, рискуя жизнью, он подменяет её документы и Эдит превращается в немецкую уголовницу Николь. Однако, чтобы приспособиться к зверской системе, нужно отказаться от человечности. И начинается процесс нравственного падения героини. Вскоре она уже способна отобрать картофелину у голодных, продать себя за кусок хлеба. Послушную «уголовницу» замечают; такие нужны нацистам в качестве пособников. И вот её уже делают капо. В лагере это возможность существовать относительно «цивилизованно»: не голодать, жить без постоянного страха смерти, не опасаясь изнурительных каторжных работ. Для пребывания в среде «элиты» нужно только одно – быть жестокой. И Николь издевается над людьми, попавшими к ней в подчинение, способствует их гибели. Особое место занимают эпизоды, когда она доводит до самоубийства бывшую участницу французского Сопротивления Терезу (Эммануэль Рива) – та бросается на проволочную ограду под высоким напряжением. Для Эдит всё складывается внешне благополучно, однако, как точно выразился один из рецензентов: «её судьба … более трагична, чем удел остальных женщин-заключенных. Она остается жить, но теряет человеческий облик».

И всё же создатели ленты не пожелали полной нравственной гибели главной героини. Возрождающей силой выступила любовь Эдит к русскому военнопленному Саше (Лоран Терзиев), которому она призналась во всём. Тот понял, простил ее и даже решил взять с собой, в Россию. При участии в организации побега заключённых, девушка погибла. Несмотря на внешне бессмысленную жертвенность, её смерть стала актом воскрешения этой заблудшей души. С новой силой зазвучала с экрана музыка Баха и (совершенно неожиданно) молитва «Шма Исраэль», свидетельствуя о возвращении Эдит к гуманистической системе духовных ценностей и даже к забытому ею еврейству.  К сожалению, в этой части фильма режиссёр не сумел показать возрождение героини столь же убедительно, как он показал её падение. Критики справедливо обвинили Понтекорво в использовании здесь расхожих штампов мелодрамы и в различных несообразностях. Так невозможно представить себе исполнение советской антифашистской песни «Вставай страна огромная» колонной военнопленных. Как символ это понятно, но нереально и прямолинейно. Появление «Капо» оказалось заметным явлением в раскрытии темы Второй Мировой войны и Холокоста. Кинокартина вызвала большой интерес и самые разноречивые отклики. Известный режиссер и философ кино Жак Риветт в получившей известность рецензии на фильм осудил Джилло Понтекорво за эстетизацию процесса уничтожения узников. Особое неприятие у него вызвало изящество гибели героини Эммануэль Рива на колючей проволоке лагеря. Развивая его мысль, не менее знаменитый Жан-Люк Годар счёл, что повествование о геноциде с точки зрения жертв так же немыслимо, как и сам геноцид. По его мнению снимать такие вещи (в том числе Холокост) можно только с точки зрения палачей озабоченных техническими аспектами массового истребления. Тем не менее, лента вызвала и положительные отклики. Для исполнительницы главной роли, дочери знаменитого Ли Страсберга – Сьюзен Страсберг этот фильм стал одним из наиболее заметных в её творческой биографии.  В связи с резкими отзывами ряда критиков, прокат ленты в мире оказался ограниченным. В США она попала только в 1964 году. Зрители СССР не увидели её вообще. Выпуск “Капо” в недавнее время на DVD стал поводом для новой волны полемики. (автор видел ленту только во фрагментах. Аннотация составлена по различным источникам. Благодарность Владимиру Медвинскому, опубликовавшему на сайте А275-111 содержательный отзыв о фильме)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>