Ключ Сары (Франция, 2009) Режиссёр Ж-П Бреннер

Длительность 110 минут

Можно встретить под названием «Её звали Сара». Экранизация одноимённого романа Татьяны де Роснэй, поднимающая тему участия французских властей в Холокосте. Подчинённая немецким оккупантам полиция проводила массовые аресты евреев во французских городах, проявляя такое рвение, которого гитлеровцы от неё даже не ждали. Во Франции об этом старались не вспоминать и только президент Жак Шикак в 2002-м году официально признал этот факт позорного сотрудничества. События развёртываются в двух временных пластах: в военные и послевоенные годы и в наши дни. Основные сюжетные линии развиваются не пересекаясь до середины действия, но они связаны глубоким внутренним смыслом. Книгу пронизывает мысль о необходимости сохранения исторической памяти, без чего трагические события прошлого могут повториться.

Действие начинается летом 1942-го. В Париже арестована семья польских евреев Старжинских: глава семьи Владислав, его жена Ривка и их дочь Сирка – Сара (Мелузин Маянс). Четырёхлетнего Мишеля не нашли, ибо 10-летняя сестрёнка в момент появления врагов предложила братику поиграть в прятки и заперла его в тайнике стенного шкафа. Она сказала, что скоро придёт за ним, ибо ключ от тайника будет у неё. Старжинские попали на стадион Вель д’Ив, где несколько дней содержались в нечеловеческих условиях.загнанные туда двенадцать с лишним тысяч евреев. Затем их путь лежал в пересыльный лагерь Бюн ла-Роланд. Здесь всех мужчин отделили от жён и детей, а затем мальчиков и девочек оторвали от матерей. Но всё это время Сара хранила ключ и чувствовала, что её долг вернуться за братом. Неожиданно она получила помощь от одного из охранников, Жака, почувствовавшего жалость к маленькой еврейке. Он помог Саре и её подружке Рахель бежать из лагеря и две маленькие девочки оказались одни во враждебном мире. Свет не без добрых людей; на помощь беглянкам пришла семья французских крестьян Женевьевы и Мишеля Дюфор (Нильс Ареступ) Но подружка Сары заболела, дизентерией. Вызванный врач немедленно уведомил гитлеровцев, и  Рахель увезли на верную смерть. Однако Сару Дюфоры не только спрятали, но и вместе с ней отправились в Париж. Девочка ворвалась в их бывшую квартиру, минуя новых хозяев и кинулась к шкафу; к сожалению, помощь пришла слишком поздно. Мишель умер от голода в своём убежище.Начало 21 века. Американка по происхождению, журналистка Юлия Джармонд (Кристин Скотт Томас) делает статью для одного из парижских журналов, о репрессиях против евреев в годы Холокоста. Она обходит места трагедии 50-летней давности и ищет очевидцев тех кошмарных событий. Вместе со своим мужем, архитектором Бертраном Тезаком и дочерью Зои женщина переезжает в квартиру, которую более 60-ти лет занимала семья её французских родственников. От бабушки мужа, находящейся в доме престарелых, она узнает, что Тезаки въехали в квартиру в июле 1942 года. Через архив Юлия установила имена бывших жильцов их нынешнего жилища – Старжинские. Ей даже нашли фото 10-летней девочки – Сары. При встрече с отцом Бертрана Эдуардом она узнала о страшном потрясении, пережитом Сарой, обнаружившей своего мёртвого брата и о том чувстве вины, которое с того времени подавляли в себе Тезаки. Драматичность ситуации усугубилась беременностью журналистки. Её супруг не желал ребёнка, мотивируя это своим возрастом (ему почти 50), хотя истинная причина протеста в его новое увлечение молодой любовницей. Отношения в семье Джармондов запуталисьИ снова прыжок в прошлое. Родители Сары не вернулись. Дюфоры удочерили Сару Старжински и вырастили её, как родную дочь. Эдуард Тезак так и не изживший потрясение от трагедии, многие годы давал деньги на её воспитание. Она росла задумчивой девушкой, было видно, что потрясения детства оставили на ней неизгладимую печать. В 1952 году Сара уехала в США. Первое время она писала приёмным родителям. В 1955 году сообщила о предстоящей женитьбе и с того момента переписка оборвалась. Юлия Джармонд нашла её тяжелобольного мужа и узнала о гибели Сары в автокатастрофе в год, когда той исполнилось 40 лет. Лишь позднее, после прочтения её дневника возникло предположение о самоубийстве женщины. Ключ от тайника в Париже она хранила всю жизнь. Дальнейшие хитросплетения сюжета можно увидеть или прочесть самим. История Сары поменяла жизнь всех прикоснувшихся к ней людей. Неудивительно, что свою дочь Юлия назвала Сарой. Фильм сделан без особых претензий, но очень основательно и достаточно точно передаёт содержание романа, периодически находя литературному тексту эмоциональное экранное воплощение. Интересные работы Кристин Скотт Томас и Мелузин Маянс. Для зрителей, интересующихся воплощением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>