Мираль (Франция-Италия-Израиль-Индия, 2010) Режиссёр Дж. Шнабель

Длительность 112 минут

Появление этого фильма вызвало полярные оценки. Его показ в ООН, в марте 2011 года побудил Израиль выразить протест и добиваться отмены сеанса на том основании, что в ленте «тенденциозно представлена израильско – палестинская проблема». Но, в то же время, «Мираль» с успехом демонстрировалась на нескольких киносмотрах. На Венецианском фестивале фильм удостоен премии “За гуманизм в кинематографии”. Его успеху во-многом способствовала талантливое исполнение главной роли индийской актрисой Фрейдой Пинто, получившей известность после нашумевшей кинокартины «Миллионер из трущоб». Режиссёром ленты выступил американский еврей Джулиан Шнабель, а литературной основой стала автобиографическая книга его не то жены, не то «спутницы жизни» палестинской писательницы Рулы Джебреаль, ставшей прообразом Мираль. О чём же рассказывает лента?

Действие фильма развёртывается вокруг судеб четырех женщин на протяжении почти пятидесяти лет. Первая из них – реально существовавшая Хинди Хусейни (1916 – 1994), создавшая в 1948 году в Восточном Иерусалиме знаменитый сиротский приют «Дар-Аль-Тифль» и посвятившая ему всю свою жизнь. (Этот образ создан на экране Хиам Аббас). Её первыми приёмышами стали пятьдесят пять детей, которые лишились крова и семей после нападения еврейских отрядов на палестинскую деревню. В дальнейшем сюда начали свозить сирот со всей Палестины. Хусейни организовала у себя приличную школу и больше всего заботилась о воспитании у попавших к ней детей арабского самосознания. Вторая женщина – Надия – мать главной героини. Изнасилованная отчимом и выгнанная им из дому, она пробавлялась танцами живота и вела не слишком праведную жизнь. Сидела в тюрьме, после того, как избила израильтянку обозвавшую её арабской шлюхой. Родила дочь невесть от кого и, в конце-концов покончила с собой. Она (как и третья женщина – террористка Фатима) во-многом проходные персонажи и нас не слишком интересуют. Разговор о главной героине – Мираль, символически названной именем цветка, растущего на обочине дорог.

Девочку поставил на ноги добросердечный отчим Джамаль Шахин и долгие годы она не знала, кто её настоящий отец. После смерти матери, уже в начале 1980-х её отдали в «Дар-Аль-Тифль», где Мираль получила отличное, по арабским меркам образование. Во время первой интифады девушка участвовала в антиизраильских демонстрациях, потеряла лучшую подругу, полюбила террориста из ООП Хакима и стала помогать этой организации. Довольно быстро была арестована по подозрению в участии в подрывной деятельности, и, выйдя из тюрьмы, оказалась на распутье. Жизнь в Хайфе у родственницы и более близкое знакомство с бытом израильтян побудили её более человечно относиться к тем, кого она изначально считала своими противниками. С другой стороны, её возлюбленный поменял свои взгляды и примкнул к более умеренному крылу ООП, считавшему возможным вступить в переговоры с израильским правительством. На взгляды Мираль повлияли и добрые отношения с Хинди, которая видела в ней свою преемницу и сумела найти для неё стипендию, позволяющую продолжить обучение в Италии. Основное действие заканчивается в эпоху надежд палестинцев на создание своего государства в условиях подготовки соглашения в Осло (1993 год).

С израильской стороны звучат обоснованные обвинения в тенденциозности показа израильско-палестинского конфликта. Действительно, смотреть на такую предвзятость тяжело. Постоянная жестокость военнослужащих, понимаемая, как высокомерие и наглость захватчиков, гибель лучшей подруги Мираль от случайной пули израильского солдата. Смещение нравственных акцентов в совершении теракта, когда палестинка, подложившая бомбу, показана чуть ли не героиней. Впечатляющая сцена сноса дома, когда жители арабской деревушки с тоской смотрят на рушащиеся стены семейного гнезда и зритель при этом просто обречён на сочувствие им. А «выбивание» палкой из главной героини нужных для израильской полиции сведений… Список подобных эпизодов и деталей можно продолжать. Однако, чего ожидать от палестинской писательницы? Восхваления Израиля? Для неё и большинства её соплеменников, то, что произошло после победы в 6-дневной войне, всегда будет оккупацией и надеяться на изменение такой позиции смешно. Если израильтяне видят причины для радости от создания и успехов своего государства, то по другую линию «зелёной черты» эти же достижения постоянный повод для скорби. Такой эмоциональной убеждённости поддался и Шнабель. Ведь его обучали демократии по американским рецептам, и не нашлось у него в прошлом педагога, воспитывающего еврейское национальное самосознание с таким же талантом, как это делала по другую сторону баррикад Хинди Хусейни.

Вместе с тем, лента всё-таки не сводит конфликт к прямому осуждению израильтян. Так, Мираль находится в окружении разных палестинцев. В частности, её отчим категорически против контактов с ООП, и может запросто прогнать представителей движения из своего дома. Да и в самой организации есть противоположные направления. Ведь перешёл же возлюбленный девушки на более умеренные позиции. И его логика понятна: сколько можно воевать? Не пора ли подумать о мирной жизни и предсказуемом будущим для детей? Впрочем, его более агрессивные коллеги посчитали его предателем и быстренько отправили миролюбца на тот свет. Очень показателен сюжет взаимоотношений Мираль с еврейкой Лизой (Стелла Шнабель), полюбившей её двоюродного брата Самира. С одной стороны мать девушки плюет ей в лицо, потому, что она спит с врагом – эта позиция результат десятилетий нагнетания вражды и взаимных подозрений, в воспитании которых, кстати, «двоюродные братья» далеко обогнали израильтян. С другой стороны и для палестинцев такие отношения не в радость. Показательна в этом плане сцена визита еврейки в арабскую семью. Мать Самира ведёт себя так, чтобы их поссорить. Однако Лиза (по крайней мере в фильме) не отказывается от своих отношений с арабским юношей. Значит какой-то «свет в конце тоннеля», по замыслу создателей ленты всё-таки возможен.

Да, перед нами откровенно антиизраильское кино, которое, однако, сделано на хорошем содержательном уровне и побуждает думающего (в том числе и еврейского) зрителя размышлять над событиями на Ближнем Востоке.На снимке, взятом из Интернета, автор книги Рула Джебреаль (слева), Джулиан Шнабель и исполнительница заглавной роли Фрейда Пинто.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>