Нулевой год (Израиль, 2004) Режиссёр Й. Пичхадзе

Длительность 125 минут

Встречается с подзаголовком «Время ожидания». По выходе ленты на экран в прессе её оценивали как притчу о непредсказуемости и сложности   современных межличностных отношений в условиях большого города. Слоганом к нему можно взять слова одного из героев: «Жизнь – это следствие незапланированных событий». Однако, притчу, обычно отличает если не краткость формы, то ясность посыла и нравственного вывода. А «Нулевой год» чрезвычайно сложен по форме и неоднозначен в толковании. В нем развивается около десятка причудливо совмещающихся и относительно независимых  сюжетных линий. Вдобавок многие фрагменты и несколько героев связаны с радио, песни и передачи которого создают и ауру  и некий смысловой фон. Опытный зритель понимает, что подобная структура призвана показать универсальность и всеохватность поставленных в сюжете проблем, но она же требует пристального внимания и к пониманию каждой истории и к взаимосвязям её персонажей. Для начала сделаем общий обзор действующих лиц. Фильм начинается с конфликта супружеской пары среднего возраста – Рувена и Михаль. Они когда-то решили не заводить детей, но Михаль неожиданно забеременела, решила родить, что вывело из себя мужа. После ссоры, находясь в состоянии депрессии, он сбил своим автомобилем собаку-поводыря слепца Эдди и тут же покинул место трагедии. Последующие дни супруги не виделись. Реувен занимался делами вернувшегося из-за границы знакомого Мати – торговца оружием, разведённым и обожающим свою единственную дочь Эмилию. Михаль отправилась в командировку в Эйлат, делать передачу о дельфинах. К моменту, когда она вернулась домой, Реувен съехал к любовнице Эве. Вторая линия. Мать-одиночка Анна распростилась с любовником, и у неё не нет работы и денет платить за жильё и учёбу. Банк кредита более не дал. Реувен, как полномочный представитель хозяина квартиры выкинул её с сыном Цуки на улицу. Для несчастной женщины остался единственный путь прокормить сына – идти «на панель». Менялись клиенты со своими причудами. Анна чувствовала себя униженной, однако у неё появились деньги и иллюзия стабильности. Третья линия. Молодой звукооператор на радио – Фрэнк Каган  создал программу о своём отце Бруно, бывшем одним из основателей панк-движения в Израиле Новый главный редактор не выпустил передачу в эфир; по мнению чиновника, она не могла добавить рейтинга руководимому им каналу. Неожиданно в жизнь Кагана вторгся стареющий соратник его отца по прозвищу Робинзон, и в корне поменял мировоззрение Франка… Мати встретился со своим отцом, «социалистом старого закала», прожившим много лет в кибуце и не желающим покидать его. Упоминавшийся выше слепец Эдди лишь постепенно приходил в себя после утраты не собаки, а преданного и верного друга. Теперь у него остался только один приятель, некий африканец Десмонд, плохо понимающий иврит, но который мог выслушать одинокого инвалида. Согласитесь, картина густо населена персонажами, но, отдадим должное режиссёру и актёрам; им удалось сделать большинство этих лиц запоминающимися.

Смысл действию придают постоянные встречи и пересечения персонажей ленты. Михаль работает на одной станции с Фрэнком и высоко оценивает его программу. Они находят много общих интересов, и отчаяние после ссоры с мужем толкнуло женщину в объятия молодого парня. Робинзон рассказла Фрэнку много нового о его родителях, изменив, тем самым, его представление о них. Чувство вины не давало Реувену покоя, и побудило к знакомству с Эдди, слепым хозяином погибшей собаки. Они почувствовали взаимное дружеское расположение. Реувен рассказал как ему, маклеру, пришлось выгнать из частной квартиры женщину с ребёнком (это Анна и Цуки) и объяснил, почему он против рождения ребёнка которому придётся жить в жестоком и несправедливом мире. Стало быть маклер не совсем очерствел душой и понимал несправедливость содеянного. Во время встречи с Анной и Цуки в магазине он проявил простое участие, однако озлобленный мальчик просто пнул Реувена по ноге. Со своей стороны Эдди помог Реувену испечь творожный торт с помощью которого тот помирился с Михаль. Попутно тот узнал историю связи слепца с Эвой, оказавшейся теперь его любовницей.  Робинзон ходит на массаж к Эдди, усилия которого облегчают страдания старика. Анна неожиданно познакомилась с Мати и кажется у неё появился шанс вернуться к нормальной жизни, тем более, что её сын и новый бой-френд нашли общий язык. Мати почувствовал себя с Анной удивительно свободно, многое рассказывал ей о себе и делился с ней самым сокровенным. Реувен купил у Робинзона книгу, которую собирался читать слепому Эдди.

Главное в этой круговерти – общение персонажей между собой. Оно не просто меняет их жизнь, но пробуждает некие лучшие черты до определённого момента встречи как бы спали в них, а теперь действуют. Реувен начинает по-новому относиться к людям и Михаль возвращается к нему. Они вместе покупают Эдди новую собаку – поводыря. Фрэнк узнает, что Робинзон его отец: для него это не столько потрясение, сколько повод для размышлений. К тому же, вместо программы об отце ему предлагают вести цикл «6 минут о людях былых времён». Мати дарит квартиру Анне, а Цуки щенка лабрадора. Но сам он, вместе с Анной гибнет от рук киллера, расплачиваясь за свои неведомые нам ошибки. Во всей этой  бессмыслице есть своя закономерность, отмеченная одним из рецензентов: «Отношения спутаны, связи случайны. Но в результате происходят чудесные вещи. Проблемы не решаются, но появляется надежда найти выход, разглядеть свет в конце туннеля, поверить, что не так ужасен этот мир». На этом серьёзном фоне представляется искусственным отдающим литературщиной включение в финал рассказанной по радио сказки о красной шапочке с современным продолжением. «А в наши дни девочки всё идут и идут по лесу, где бродят страшные серые волки, и никому заранее не известно, как закончится очередной поход к больной бабушке». Усмешка автора в данном случае оказалась слишком прямолинейной, не соответствующей заявленному уровню сложности символисткой психологической драмы. Однако достоверность многих ситуаций, хоть и ослабленная многословием всё же привлекли знатоков и думающих зрителей. Лента получила приз Израильской киноакадемии за лучший фильм и 7 номинаций на другие призы (лучший режиссер, лучшая музыка, лучший актер второго плана и т.д.). Критик Ури Клейн назвал её в газете “Хаарец” одним из самых трогательных фильмов года. Для зрителей интересующихся непростым израильским кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>