Неверный (Великобритания, 2010) Режиссёр Д. Аппиньянеси

Длительность 105 минут

Занятный по замыслу фильм, в котором главного персонажа, пакистанца и добропорядочного натурализованного англичанина Махмуда Назира (Омид Джалили) ставят врастяжку между иудаизмом и исламом. Для этого создатели ленты сделали два неправдоподобных  допущения. Первое: они объявили его евреем Соли Шимшимовицем, усыновлённым мусульманской семьёй в двухнедельном возрасте. Конечно, Британия страна свобод, но очень сомнительно, чтобы даже здесь, в обители терпимости и правопорядка пакистанцы возжаждали принять в семью чужака в кубе: по крови, национальности и религии. Второе. Когда Махмуд обнаружил своё, скажем деликатно, спорное происхождение, он не скрыл его, а устремился на поиски своего биологического отца и пошёл по пути приобщения к еврейской традиции. Психологически такая его тяга к «корням» в сценарии никак не обоснована и выглядит, мягко говоря, странно. Ведь как раз в это время, его сын Рашид пылко влюбился в арабку Узму, падчерицу оголтелого ваххабитского проповедника и неистового борца против евреев Аршада Эль Масри (Игаль Наор).

Тот, желает быть святее самого пророка Мохаммеда и требует себе в родственники только безупречного мусульманина из стопроцентно исламской семьи. Поэтому юшоша, кровь из носа, должен соответствовать самым строгим критериям. Как же выпутывались создатели фильма из заваренной ими каши?Что-то получилось и временами очень даже убедительно. Правдиво показан быт средней английской мусульманской семьи, где папа пополнил ряды бизнесменов новой родины и худо-бедно обеспечивает ей приличное существование. Женщина старшего поколения здесь ещё носит хиджаб, но молодые уже предпочитают обходиться без этого. Впрочем, отсутствие национальной принадлежности во внешнем облике не мешает им свято соблюдать заветы отцов. В мечеть дружно ходят, к мнению имама прислушиваются, праздники, судя по всему, соблюдают. Экстремистов не поддерживают – Махмуд даже написал направленную против них статью. Давно это было, но в экстремистском лагере об таком его проступке не забыли. Получился на экране и Леонард – Ленни Гольдберг (Ричард Шифф) – еврей, уже достаточно далеко отошедший от традиции. В его культурном багаже «Скрипач на крыше» уживается с порнографией. Даже молитву Шма Исраэль он не помнит и способен преподать уроки начал иудаизма только в объёме того как следует вздыхать и танцевать по-еврейски. Поэтому, в целом, достоверна его дружба с Назиром-старшим. Два незлых середнячка из разных культур обрели друг друга. Но это не столько отношения именно араба и иудея, сколько взаимная приязнь представителей неких этносов испытавших мощное влияние ассимиляции. Если подумать, то не столько осознание своих различий и уважение к ним, сколько пропитанный терпимостью английский образ жизни, способствует в фильме сближению главных персонажей. Достаточно колоритно выглядят и священнослужители обеих религий. Имам, вероятно, знает основы веры, но не способен выслушать и понять своего прихожанина. Более того, он примирительно относится даже к такому с точки зрения ислама страшному греху, как гомосексуализм. Не уступает ему и раввин с внешностью скопца, для которого знание назубок молитвы важнее, чем идущие от сердца просьбы соплеменника, ходатайствующего за своего друга. Откровенно пародиен злодей Аршад со своими сатирически обрисованными спутниками. Мило, местами даже вызывает улыбку.

Что не получилось. Метания главного героя между желанием признать себя евреем и стремлением выглядеть стопроцентным исламистом. Да, это глубокий конфликт и в нём намечена трагикомическая очень серьёзная коллизия, требующая талантливой разработки. Но фильм решает её через набор положений рядовой комедии. Вот Махмуд одевает кипу с изображением звезды Давида под мусульманский «тюбетей». Вот он же (жарко!) по забывчивости (!!!) снимает верхний головной убор на митинге исламистов и, обнаружив свой просчёт, срывает кипу начинает исступленно её топтать. Это не мешает ему, оказавшись позднее на церемонии бар-мицвы, водрузить на голову остатки осквернённого покрытия, словно он не мог найти целый экземпляр. Точно так же главный персонаж неуклюже пытается сообщить своим близким о своей порочной «пятой графе», но делает это в самый неподходящий момент. Слабо помогают раскрытию темы диалоги, которым недостаёт яркости… Словом вся коллизия переехала в разряд бытовых анекдотов. И это жаль, потому как этнический иранец Омид Джалили достаточно колоритен в роли Махмуда Назира, хотя он играет не столько характер, сколько маску.Однако рамки комедии обязывали найти выход из лабиринта корявого сценария и создатели ленты пустились во все тяжкие по пути опереточного решения всех проблем. Они усадили Махмуда за сопоставление Корана и Торы, его устами разоблачили  Аршада Эль Масри, оказавшегося на поверку проходимцем и тем открыли пути к соединению молодых сердец. Уж точно, не всегда актуальная тема и наличие неплохих исполнителей ведёт к созданию по-настоящему интересного кино. Одно примиряет с фильмом: в изображении межрелигиозного и межэтнического конфликта нём сохранена та мера осторожности, которая позволяет избежать обвинений в бестактности со стороны, как евреев, так и мусульман. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>