Моисей в Египте (спектакли оперы. Италия, 1993, 2003, 2011)

1993. Режиссёр Х. Де Ана. Длительность 152 минуты. 2003 (парижская версия). Режиссёр Л. Ронкони. Длительность 181 минута. 2011. Режиссёр Г. Вик. Длительность 150 минут (постер отсюда)

МоисейвЕЭкранизации оперы Дж. Россини (1792 – 1968),  популярной в Европе в 19-м веке. Вольные вариации на библейские темы, истолкованные в соответствии с канонами большой оперы. В первой версии (1818 г.) показ египетского пленения стал фоном для эффектной любовной истории. Если фараон колебался стоит ли отпускать евреев на свободу, то его сын и наследник Осирид был категорически против, ибо оказался пленён израильтянкой Эльчией. Его решимость задержать рабов оказалась настолько велика, что он устремился с кинжалом к Моисею, но пал сражённый божественной молнией. Лишь после этого знамения евреи получили возможность покинуть негостеприимную долину Нила. Однако египтяне вновь настигли их на берегу Красного моря. Возврат в рабство был неминуем. И тут Моисей обращается к богу с молитвой, которую подхватили все евреи. Море расступилось, давая возможность беглецам перебраться на другой берег. Когда же преследователи бросились за ними, море сомкнулось над ними. Народ израильский восславил своего бога!

Очевидно, идеи борьбы за свободу, заложенные в книге “Шмот” воздействовали на Россини сильнее всех ухищрений либреттистов, иначе сложно объяснить почему композитор и после премьеры продолжил доработку своего детища. Спустя год в партитуре появилась знаменитая молитва Моисея из 3 действия (Dal tuo stellato soglio), которой так восторгался Стендаль. Ещё через восемь лет, когда Россини переехал в Париж, он создал новую расширенную редакцию, добавив ещё один акт. В него включен развёрнутый оркестровый фрагмент, изображающий бурю на море и балетная сюита. Считается, что последняя версия слишком растянута, поэтому при исполнении из неё исключаются балетные сцены. В опере много отличий от других сценических произведений Россини. Как отметил один из музыковедов, привлекает внимание «патриотический сюжет, в котором главным действующим лицом оперы стал не герой-любовник, а мудрый политик». Новшеством стало «поручение партии главного героя не писклявому кастрату с женским голосом, а басу, а также отход на второй план виртуозных арий, вместо которых появляются многочисленные хоровые и инструментальные эпизоды, позволяющие говорить о зарождении героико-патриотической оперы, ставшей новым жанром, логически развившимся из оперы-seria. Произведение продолжает исполняться до наших дней и в его исполнении участвуют ведущие певцы различных стран. Приведённые в начале аннотации записи трёх спектаклей обнаружены на сайте www.rutracker.org. Материал для отражения сюжетов Библии в мировом искусстве. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>