Новая земля (Израиль, 1994) Режиссёр О. Бен-Дор Нив

Длительность 106 минут

Единственная игровая кинокартина, снятая писателем Орной Бен-Дор Нивом оказалась одним из наиболее оригинальных и спорных израильских фильмов 1990-х. Её главная тема – непростое вхождение репатриантов в израильскую жизнь. Но их путь к новой земле осложнён трагедиями эпохи Холокоста, оставившим след то в виде лагерного номера на руке или шрамом на сердце. Показанный на экране лагерь беженцев, где собрались съехавшиеся из многих регионов мира евреи. Среди обитателей одной большой комнаты полуразрушенного барака самые различные люди и характеры. Среди них чета греческих евреев, соединивших свои судьбы после войны и ждущих ребёнка. Рядом с ними ортодоксы, откуда-то из Европы и пожилой, очень больной профессор-еврей из Польши с молодой женой-католичкой. Она спасла ему жизнь в годы Холокоста,а после войны вышла за него замуж. Здесь и выходцы из Марокко с горем и лишениями добравшиеся до Земли обетованной. В этом окружении оказались подросток Ян Штетнер и его 8-летняя сестра Анна, чей отец погиб, но которые надеются отыскать в Израиле свою мать Эстер. Их молитва «Боже, помоги нам найти нашу маму».

Сценарий перегружен сюжетными линиями, словно автор боялся не успеть высказаться и вкладывал в него как можно больше. Только так можно объяснить причудливое сочетание психологически точных деталей и недостаточной прорисовки второстепенных образов, которые зачастую выступают носителями неких заложенных в них положительных или отрицательных черт. Сам «Амишав» выглядит некой моделью раннего израильского общества: старые бараки, нищета, тяжёлый неквалифицированный труд, распределение продуктов питания и предметов первой необходимости.  Большинство надеются на лучшее и хотят стать здесь законопослушными гражданами. Но есть «олимы» типа марокканского еврея Бордуго. Сфера деятельности этого «бизнесмена» воровство и перепродажа доставляемых для репатриантов продуктов, лекарств и прочего. В его бараке уже работает игорный зал и публичный дом. Ему важно не просто утвердить себя, но убедить других, что жить по другому просто невозможно. «Здесь либо продают себя, либо умирают». Впрочем, изредка милосердие всё же стучится в его сердце.А ведь  можно поверить и в плохое, посмотрев не только на “подвиги” Бордуго, но и на показанный в фильме постоянный и непростой мотив отношения «ватиким» и «сабров» (староживущих) к «олим хадашим» (прибывшим). Кибуц – остров стабильности и благосостояния, но сюда берут не всех. (Вот Яна согласны взять, а сестрёнка его слишком мала). Да и рассматривают обитателей «Амишава» как подозрительных людей. Рядом непонимание израильтянами природы страданий беженцев, особенно женщин. По мнению даже врача-сабра женщина не могла выжить при нацистах, если она не продавала себя, значит все прибывшие из Европы – «проститутки». Но всё отходит на второй план перед неистовой надеждой найти кого-то из родных, близких, просто знакомых, чтобы как-то связать воедино ниточки отношений, порванных войной. Отсюда постоянное обращение к передаче по розыску родных на израильском радио . Однако, удача улыбается слишком редко. Поэтому и возник конфликт между Яном и Анной. Подросток говорит сестре, что не нужно цепляться за прошлое и следует начинать новую жизнь. А она не мыслит своего дальнейшего существования без мамы и сила её любви кажется способна совершить немыслимое…Фильм местами привлекает отмеченной выше психологической точностью. Так, годами голодавшая Анна (Аня Букштейн) в своей первой роли очень хорошо передала трагизм заложенный в характере своей героини, как маленький зверёк девочка хватает еду и собирает её всё больше и больше, на всякий случай, на чёрный день, когда съестного не будет. И Ян, держит на внутренней стороне обшарпанного пальто целый магазин мелких товаров. Их можно пустить в оборот: на продажу, обмен, или для того, чтобы подкупить кого-нибудь и спасти сестрёнку. Но странным выглядит ненатуральность, выспренность других эпизодов, особенно тех, которые призваны нести какие-то важные для создателей фильма идеи. Почему-то автор сценария временами заставляет детей говорить совершенно взрослым языком. Чуждым выглядит эпизод, когда женщина рожает на снегу. Конечно, белизна снега наводит на мысль о ненаписанной странице судьбы будущего ребёнка. Но странно, что обитатели барака не пришли на помощь роженице, хотя ранее они же дружно бросились спасать тяжело заболевшую Анну и вырвали её из лап болезни. Нужно видеть с какими просветлёнными лицами стояли люди возле постели пришедшей в себя девочки и, этот момент озаряет фильм теплом человеческого единения. Ради таких мгновений (коих в «Новой земле» немного) всё же стоит смотреть столь неровную работу Орны Бен-Дор Нива. После них как-то приемлется откровенно фантастический финал, когда помирившиеся брат и сестра берутся за руки и игрушечный медвежонок, воспоминание Анны о прошлом, поднимает их к небу, к луне – туда, где есть настоящая новая земля, где все желания сбываются. Для любителей непростого израильского кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>