Масада (США, 1981) Режиссёр Б. Сагал

Длительность 360 минут (6 х 60 минут)

В российских сайтах встречается под названием «Крепость отчаянных». Телеэкранизация романа Эрнеста Ганна (1910 – 1991) «Антагонисты». Обстоятельное повествование об одном из самых героических и трагических эпизодов древней еврейской истории. В прологе показано падение Иерусалима в 70 г н э, во время которого спасся один из будущих предводителей сопротивления евреев Элеазар бен Яир (П. Штраус). Основное действие начинается двумя годами позднее, когда римляне не только покорили Иудею, но и устали от военной службы. Командир 10-го римского легиона Флавий Сильва (П. О’Тул) всерьёз задумывается о перспективах укрепления власти завоевателей. Понимая, что попытка римлян собрать налоги в пользу императора Веспасиана наталкивается на сопротивление повстанцев руководимых Элеазаром, он идёт на контакты с мятежниками. Во время переговоров с Сильвой предводитель евреев ставит политические и экономические условия взаимоотношений своей родины с Римом. Флавий признаёт справедливость этих требований и обещает передать их в Рим.

Стороны заключили перемирие на полгода, которые евреи использовали для укрепления крепости Масада. Их события оказались оправданными. Император Веспасиан отверг требования повстанцев. Вдобавок, в отсутствие командира легиона, римские солдаты начали захват земель еврейских крестьян, нарушив, тем самым перемирие. Вернувшемуся уже в качестве наместника Иудеи, Флавию Сильве осталось только констатировть срыв мирных переговоров и отдать приказ двигаться к Масаде.Центральным образом фильма стал не вождь еврейских повстанцев, а наместник Иудеи Флавий Сильва. На экране его образ существенно осовременен и усложнён, что предоставило благоприятный материал для работы такого крупного мастера, как Питер О’Тул. Созданный им персонаж выглядит человеком с одной стороны безусловно преданным императору, а с другой государственно мыслящим администратором, стремящимся установить мир во вверенной ему провинции, дабы её жители спокойно вели хозяйство и платили бы налоги в римскую казну. Флавий далёк от интриг при дворе императора, поэтому ему трудно противостоять политическим проходимцам типа Помпония Фолко, добивающегося своих целей любыми даже самыми жестокими методами неприемлемыми для главного героя. Осложняет его положение возникшая привязанность полководца к еврейской наложнице Шебе, похожей на его умершую жену, которую Флавий очень любил. Молодая женщина оказалась единственным человеком, который понял всё одиночество и обречённость Сильвы. По сравнению с римлянином образ Элеазара более монолитен. В нём показан прежде всего патриот Иудеи, готовый без колебаний отдать за неё свою жизнь. Оба лидера чувствуют уважение друг к другу, однако их переговоры неизменно заканчиваются неудачей, ибо слишком многое разделяет двух военачальников и, прежде всего понимание ими природы войны. Для Сильвы это продвижение империи, несущей “варварам” цивилизацию. Для Элеазара – защита устоявшегося образа жизни, тех традиций и обычаев без которых нет народа. Римлянин так и не смог понять иудея. Массовое самоубийство защитников Масады рассматривается первым не как акт героизма, а некое умопомрачение. По его мнению, сторонам можно было договориться и прийти к взаимоприемлемому решению, которое бы позволило сохранить лицо обеих сторон. Без этого для римлянина нет реальных плодов победы, и захват крепости обесценен.  

Съёмки основной части сериала проходили в Израиле на местах былых сражений. Видна неприступность крепости, которая находится на вершине высокой горы. Показано, что гарнизон был хорошо обеспечен водой и продовольствием, в то время как захватчики страдали и от жары и от песчаных бурь и от недостатка воды. Подробно изображён ход осады, которую с римской стороны организовывал инженер Рубрий Галл. Именно он начал строительство грандиозной насыпи к крепости по которой предполагалось подкатить к её стенам страшный для них таран. Однако стрела пущенная иудеем оборвала его жизнь и существенно замедлила темпы действия римлян. При этом авторы ленты не скрывают и противоречий в лагере евреев. В частности, ессеи – миролюбцы по учению и образу жизни, далеко не сразу проникаются идеями вооружённой борьбы и лишь придя к выводу о начале обещанного свящёнными источниками противостояния сил света и тьмы берутся за мечи.Фильм открывается и заканчивается сценами присяги бойцов ЦаХаЛа на руинах крепости Звучит девиз: «Масада никогда не покорится». Клятва, данная Элеазаром 2000 лет своему народу не была забыта. Для зрителей интересующихся еврейской историей.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>