Где и обратно (трилогия, Германия-Швейцария-Австрия, 1982 – 1986) Режиссёр А. Корти

  1. Бог не верит в нас больше. Длительность 110 минут
  2. Санта Фе. Длительность 118 минут (есть вариант 110 минут)
  3. Добро пожаловать в Вену. Длительность 122 минуты

Так, дословно и коряво переводится в русскоязычных сайтах оригинальное название грандиозной трилогии «Wohin und zurück», которую по смыслу стоило бы назвать «Туда и обратно». Для режиссёра Акселя Корти (1933 – 1993) этот проект стал самым заметным явлением в творческой биографии. (Фото слева). Он родился в Париже в австрийско-французской семье и военные годы провел с родителями в Швейцарии. Потеряв в 12 лет отца, несколько лет провел в различных европейских странах, пока не осел на родине отца. С Австрией оказалась связанной вся его дальнейшая жизнь. В середине 1970-х, в процессе работы над фильмом «Молодой доктор Фрейд» он встретился с интересным писателем и человеком, венским евреем Георгом Стефаном Троллером (род в 1921). Узнав от него историю его юности, пришедшейся на роковой период Второй Мировой, режиссёр загорелся желанием перенести её на экран. В результате появилось творение, стилизованное под старые, чёрно-белые фильмы и  которое, по общему мнению, явилось существенным вкладом в разработку еврейской темы в мировом кинематографе.

1. Первые эпизоды фильма «Бог не верит в нас больше» развёртываются в австрийской столице в 1938-м. Главный герой – 16 летний еврейский подросток Ферри Тоблер (Йоханнес Зильбершнейдер). Уже захвачена Австрия и начались репрессии против евреев. Во время «Хрустальной ночи» (редкий в игровом кино показ этого печального события) магазин тканей его отца был разгромлен. Ферри спрятался в подвале и просидел там несколько дней. Из окна он наблюдал как нацисты издевались над группой евреев и убили многих из них, в том числе отца. Выбравшись из своего укрытия юноша решил бежать из страны. Знакомый полицейский помог ему добраться до границы, которую Ферри перешёл нелегально. Так он оказался в ещё свободной Чехословакии (у которой по Мюнхенскому соглашению уже отобрали Судеты) и встретился там с группой таких же бедолаг и с бывшим немецким офицером прозванным за свою доброту Ганди (Армин Мюллер-Шталь). Противник Гитлера, тот оказался среди борцов против фашизма, был заключён в Дахау, но бежал оттуда и эмигрировал. Теперь все они решают бежать ещё дальше от наступающего нацизма. Их цель – Париж. Но антисемитски настроенные французские власти враждебно встретили беглецов и заключили их в пересыльный лагерь. Их обвинили в пособничестве нацистам лишь том основании, что они говорили по-немецки. Особенно печальная судьба ожидала Ганди, как подданного Германии. Однажды его увели и Ферри больше его никогда не видел. Эмигранты вели голодную жизнь, ибо существовало нелепое требование: “нет вида на жительства без работы, но нет работы без прописки”. Злоключения главного персонажа на этом не закончились. В 1940-м году фашисты напали на Францию и стали быстро продвигаться на юг. Воспользовавшись общим беспорядком юноша бежал на свободу. С огромными трудностями он добрался до Марселя, где ему посчастливилось получить американскую визу сесть на пароход плывущий в США. Европа осталась позади.

2. Действие второго фильма «Санта Фе» развёртывается за океаном. Беженцы, прибывшие в порт Нью-Йорка считают, себя в безопасности, ибо добрались до свободной страны.  В начале ленты Ферри Тоблер тонет, пытаясь спасти упавшую за борт молодую женщину и новым главным героем становится другой еврей – Фредди Вольф (Габриэль Барилли). Для него, как и для других эмигрантов начинается непростой процесс интеграции в американскую жизнь. Юноша мечтает отправиться в мифический Санта-Фе и стать там ковбоем, однако в результате довольствуется работой официанта в закусочной и романом с женой хозяина заведения. В Нью-Йорке Фредди обнаруживает большую общину соплеменников добивающихся места под солнцем. Среди его новых знакомых фотограф-еврей Поппер, который признает, ‘Гитлер отнял у нас все, кроме нашего немецкого акцента”. Здесь же фрау Марморек, вырвавшаяся из концентрационного лагеря; она всё время молчит. По словам одного критика: «её немоту можно рассматривать как крайний вариант разочарования в жизни безродных существ, которые стали свидетелями слишком многого – и знают, что их рассказам о пережитых ужасах всё равно не поверят». Сообщество эмигрантов показано с нескрываемой иронией. Главный персонаж желает найти для себя сферу деятельности, но, после нескольких неудачных попыток, признаёт полный провал абсорбции в новую для него среду и вступает в американскую армию. В финале он отбывает на фронт в Европу.

3. Третья часть «Добро пожаловать в Вену» начинается зимой 1944-45 года в Эльзасе, где Фредди уже вполне сложившийся молодой человек и бывалый воин служит в штабе войсковой части. В день завершения войны, 9 мая 1945 года,  находясь в Зальцбурге, он встретил и полюбил медсестру Клаудию Шютт, мечтающую об актёрской карьере. К тому же девушка  дочь бывшего  офицера СС в информации которого заинтересовано ЦРУ. Новый друг главного героя, еврейский интеллектуал Адлер, оценивая сотрудничество победителей и побеждённых считает, что американцы не возражают объединиться с бывшими недругами, особенно в советской зоне оккупации, ибо у них общий враг. Население переживает большие трудности, процветает чёрный рынок к которому имеют отношение и американские офицеры. Всё это разочаровывает Фредди, не желающего участвовать в бессовестном обогащении за счет нуждающихся австрийцев. Кроме того он видит печальные итоги войны: победа не восстановила порядок, не открыла пути к возрождению культуры, не ликвидировала антисемитизм. Его бывшие соседи в Вене встречают его враждебно. Ему показывают документы по которым его мать якобы продала им бизнес отца. После разрыва с Клаудией, ушедшей от него к Адлеру, он желает вернуться в США, однако в финале останавливается в нерешительности.

Трилогия удостоена нескольких десятков премий и призов. Ниже пара высказываний критиков, взятые из интернета.

Необычайно эмоциональная и хорошо продуманная работа, которая вводит зрителя в самый центр потрясения испытанного евреями пытавшимися уклониться от неумолимого продвижения Гитлера. Корти целенаправленно избегает нагнетания эмоций в своём повествовании, его простой и сдержанный стиль позволяет многомерно использовать символи, а также исторические детали и постепенно проявлять парадоксы судеб персонажей. Грамотный сценарий Георга Стефана Троллера не избегает идеологических конфликтов и ложки философии, являющейся неизменной частью еврейского опыта. А Корти плодотворно использует связь между этими умстованиями и более насущными экзистенциальными проблемами главных героев.“. – Джон Хофферман, Los-Angeles reader

С безошибочным блеском, Корти находит и предоставляет небольшие моменты здравого смысла. Его полотно огромно, но его кисть является деликатной “. – Deborah J. Kunk, Los Angeles Herald Examiner

(Информация составлена по различным источникам. Она не является законченной, ибо автор не видел фильма. Надеюсь, что описание побудит какой-либо сайт выложить его, хотя бы с одноголосным переводом)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>