Казаблан (Израиль, 1974) Режиссёр М. Голан

Длительность 122 минуты

Один из самых масштабных кинопроектов Израиля 1970-х, призванный доказать что не только за океаном могут снимать еврейские мюзиклы. Экранизация очень популярного музыкального спектакля по пьесе Игаля Мосензона, шедшего на сцене с 1968 года и выдержавшего более 600 представлений. Центральная фигура – Йосеф Симан-Тов (смысловая фамилия, означающая в переводе с иврита – добрый знак), по прозвищу Казаблан – молодой марокканский еврей, который после службы в армии не нашёл себя, наделал много глупостей и оказался главарем банды в пригороде Тель-Авива Яффо. Главный женский образ – Рахель, дочь выходца из России, живущая вместе с отцом и мачехой.  Главный герой влюбился в неё и пользуется взаимностью, хотя его чувство не устраивает как папу, так и владельца обувного магазина Януша. Тот желает жениться на девушке и родители не против породниться с состоятельным человеком, к тому же ашкеназом. Однако в лирическую линию вторгается иной сюжет.

Городские власти решили снести старые дома, в которых уже опасно жить. Их обитатели не хотят переезжать и собирают деньги для ремонта и сохранения своих квартир. Вся сумма украдена и  в преступлении обвиняют Казаблана, который попадает в тюрьму. Теперь ему необходимо доказать свою невиновность, ибо от этого зависит не только его свобода, но и личное счастье.В фильме достаточно четко обрисованы противоречия между сефардами и ашкеназами. Так отец Рахели категорически не желает выходить к шабатнему столу, ибо дочь пригласила на праздник Казаблана. Впрочем, он начинает по другому смотреть на него после того как узнает о его армейской храбрости. Во время шестидневной войны сержант Симан-Тов спас командира, пройдя через минное поле. Но выдвинутое против него обвинение всё меняет. После исчезновения денег снос домов предрешён. «Грустные дни пришли в Яффо. Счастье уходит и люди уходят». Однако зрителя ждёт новый поворот сюжета: в тюрьме молодой человек встречает спасённого им командира, ныне следователя в «миштаре» – полиции. В беседе с ним всё встаёт на свои места: герой признаётся, что армия была его настоящим домом, заявляет, что не брал денег. Командир (подобно Рахели) ему верит  и выпускает на свободу.

Тем временем оказавшиеся в тяжёлом положении жители старого квартала ждут чуда – и оно приходит в лице инженеров, дающих положительное заключение о состоянии домов.  Украденные деньги находятся у отрицательного персонажа, район ремонтируется и в финале все дружно празднуют брит-милу младенца, родившегося в начале действия. Фоном для этой истории становятся реалии Земли обетованной; закоулки  старого района «124/25, более известного как «каф», рядом с Яффо, Ям Тихон – Средиземное море и Стена плача, в которую Казаблан конечно же вкладывает листочек с заветным желанием.Мюзикл явно ориентируется на  шедевры жанра – «Вест-Сайдскую историю» и «Скрипача на крыше». О первом напоминает номер «Самоуважение» – проход по улице банды городских хулиганов, возглавляемых главным героем и хореография их танцев, идущая от Джерома Роббинса. От второго фильма рыбак Мошико – голос от автора и сцена на шуке-базаре «Мы все евреи». Однако, заимствуя какие-то части структуры и приёмы названныз выше образцов, Менахем Голан всё же снимал совершенно другое, израильское, кино. Его главная задача  передать непосредственную атмосферу Земли обетованной, и показать как она превращает «евреев 80-ти национальностей» в единый народ. Вот тут-то многое не получилось. Начать с пьесы. В ней чётко прорисован только главный персонаж – Казаблан (Йорам Гаон). Все остальные (включая Рахель – Эфрат Лави)  только намечены. Положение частично исправляют яркие второстепенные персонажи. Хотя они выглядят не столько живыми лицами, сколько типажами, им не откажешь во внешнем колорите. Особенно приятен Арье Элиас (Мошико). По мере развития сюжета действия выглядят всё более предсказуемыми, а темп их развития замедляется, поэтому смотреть фильм становится всё сложнее. Не везде удачна и музыка созданная Довом Зельцером. Наряду с действительно интересными фрагментами, в ней много неярких, не запоминающихся мелодий, особенно в лирических эпизодах. После фрагмента на шуке, сцены «Демократия» (явно навеянной знаменитой «Америкой» из «Вест-Сайдской истории») и песни о Яффо нет ни одного момента, сравнимого с ними по «драйву». Однако перечисленные номера стали украшением израильской киномузыки. До установленного ими уровня не «дотягивает» даже финальное торжество «брит-мила». Для своего времени «Казаблан» оказался заметным явлением и номинировался по двум позициям на «Золотой глобус». Ряд эпизодов производят впечатление до настоящего времени. О жизненности спектакля и фильма свидетельствует обилие театральных постановок мюзикла в еврейских общинах различных стран до наших дней. Фрагменты из них можно обнаружить в интернете. Для любителей израильского кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>