Строптивая девчонка (Германия-ФРГ, 1989) Сценарист и режиссёр М. Верховен

Длительность 90 минут

Оригинальное название «Das schreckliche Mädchen» может быть дословно переведено как «Страшная девчонка». Сюжет основан на реальных событиях и первый же титр называет имя прототипа главной героини – Анна Росмус из Пассау. Итак, Соня Розенбергер (Лена Штольце) родилась, росла и училась в вымышленном городе Пфильцинге, где уже много поколений жили её предки. В начале 1970-х девочка занималась в монастырской школе с раздельным обучением (девочки – мальчики). Её родители – школьные учителя – приучили её хорошо заниматься – однако, многие одноклассницы завидовали её хорошим оценкам. Интересовалась историей и политологией, поэтому приняла участие в конкурсе ученических творческих работ по теме «Свобода в Европе», организованном по инициативе Президента Западной Германии. Во время написания проекта Соня впервые начала работать в архивах и такое занятие ей понравилось. Её обстоятельная работа стала лучшей, девушка поехала в Париж, а после возвращения была награждена медалью города. Успех вдохновил Соню на продолжение свой деятельности и она начала писать исследование на тему: «Мой город в Третьем рейхе». С этого дня всё повернулось по иному.

Когда девушка начала свои изыскания, то натолкнулась  открытую оппозицию земляков, не желавших вспоминать то время.  Архивные документы того времени (даже многие газеты!) оставались засекреченными. Пожилые люди, начиная с дядюшки Франца, отказывались давать интервью, официальные учреждения не оказывали поддержки, доброжелатели убеждали девушку не копаться в прошлом. На несколько лет замысел оказался отодвинутым на второй план событиями в личной жизни Соню заметил молодой учитель физики Мартин Вегмус, предмет обожания многих старшеклассниц. Они поженились и у них появились две дочери, названные самыми что ни на есть еврейскими именами: Сара и Ребекка. Но оживление неонацистов побудило молодую маму вернуться к мысли о написании и издании работы. Однако противники стали воздвигать перед замыслом исследовательницы одно препятствие за другим. Её продолжали ограничивать в пользовании архивными документами, то под предлогом их передачи на микрофильмирование, то в связи с содержавшейся в них «личной информацией». Соня привлекла через местную газету внимание общественности к попыткам скрыть правду и тогда началась травля Розенбергеров-Вегмусов. Некие люди звонили домой, грозили семье, предлагали убраться из города. Намекали на негерманские имена дочерей и обзывали семью еврейскими и коммунистическими выродками. Неизвестные злоумышленники убили и прибили к дверям её дома любимца взрослых и детей – кота. Но Соня не сдавалась. В конце-концов суд разрешил исследовательнице доступ к документам, но тут же был найден новый предлог – должно пройти не менее 50-ти лет для публикации фактов, а прошло всего лишь 30-ть. Когда и это препятствие было преодолено ей сообщили, что документы «утрачены при транспортировке». Проявив находчивость, Соне удалось разоблачить ложь местных архивистов и выяснить, что семейство Цумтобеля – мэра Пфильцинга в военные годы использовало своё служебное положение для присвоения имущества еврейских бизнесменов, подвергшихся депортации во время Холокоста, а другие законопослушные жители также были причастны к преступлениям против человечности. После этого неонацисты бросили в дом Вегмусов бомбу и только чудом никто из людей не пострадал.И всё-таки книга вышла и была замечена не только в Германии. Молодой женщине-учёному была присвоена почетная степень доктора в Австрии, Швеции и даже в Сорбонне. С трудом, но ей стали отдавать должное даже в родном Пфильцинге. В начале 1983 (в 50-ю годовщину прихода Гитлера к власти, как иронически заметила Соня) её пригласили прочесть лекцию в местном университете. Дискуссия вокруг сообщения чуть не превратилось в потасовку между сторонниками и противниками исследовательницы. Однако прозвучали и дельные слова. В частности, во время горячей дискуссии прозвучали имена двух местных священнослужителей, пасторов Шульте и Бруммеля ещё в 1936 году выступивших  против антисемитских «расовых законов». Деятельность Сони уже нельзя было игнорировать, тем более, что она взялась за следующее исследование: «Евреи в Пфильцинге». Скрепя сердце, её признали местной знаменитостью, и вот уже скульптор изваял бюст строптивой женщины, который должны были установить в «городском зале в ратуше. Но она отказалась от этой сомнительной чести, ибо расценила её как попытку приручить себя и сделать частью системы, покрывающей ложь.

Фильм сделан мастерски и смотрится великолепно. Он начинается и довольно долго продолжается как лёгкая бытовая комедия, но его интонация и содержание «взрослеют» вместе с главной героиней. Чётко прослеживается мысль, что борьба с наследием фашизма и с антисемитизмом и в мирной Германии требуют мужества и упорства. Динамика выдержана от начала до конца. Майкл Верховнен не случайно удостоен за режиссуру «Строптивой девчонки» приза «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. Лена Штольце, создавшая обаятельный образ женщины-девочки, смотрящей на мир с неутолённой жаждой познания истины и защиты справедливости, вполне обоснованно получила национальную кинопремию за лучшую женскую роль. Лента удостоена ряда других международных призов, номинировалась на “Оскар”, как лучший иностранный фильм. Автор аннотации просмотрел его в оригинальной версии с английскими субтитрами и пожалел об отсутствии такой любопытной кинокартины с переводом в российских торрентах. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино и любителей хороших фильмов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>