Мрачное воскресенье (Германия-Венгрия, 1999) Режиссёр Р. Шубель

Длительность 110 минут

Полное название ленты «Мрачное воскресенье – песня любви и смерти» Экранизация романа не слишком известного немецкого писателя и журналиста Ника Баркова (р. в 1928). Вымышленный и лихо закрученный, мелодраматический сюжет книги выстроен вокруг реально существующей песни. Его повороты требуют пересказа. В прологе мы видим приезд и смерть одного из персонажей, владельца большой корпорации Вика в будапештском ресторане Шабо в середине 1980-х. Однако, основное действие начинается на полстолетия раньше в том же заведении. Прелестная молодая женщина Илона Варнай (Эрика Марожан) подружка хозяина Ласло Шабо (Иоахим Крол), его помощница, официантка и просто украшение, привлекающее многих посетителей. В неё влюблены немецкий турист Ганс Вик (Бен Беккер) и ресторанный музыкант Андраш Аради (Стефан Диониси). Первый сделал прекрасный фотопортрет главной героини, а второй подарил ей в день рождения щемящую запоминающуюся мелодию, названную им «Мрачное воскресенье». Как сказала позднее одна посетительница: «В ней безукоризненно сочетаются горечь и сладость». Вик, предложивший Илоне руку и сердце, но получивший отказ попытался покончить с собой, прыгнув в Дунай. Однако, его спас Ласло, утешил, напоил, накормил и отправил в Берлин. Позднее стало ясно, немец стал первой жертвой роковой мелодии, вгонявшей слушателей в состояние глубокой, безысходной печали.Девушка же никак не могла выбрать кто же Ласло или Андраш ей более дорог. Она делила постель с обоими мужчинами и в треугольнике существовали сложные отношения дружбы-ревности. Ласло обронил однажды: «Тебе легко, у тебя двое мужчин, а у каждого из нас только по пол-женщины», но именно он познакомил однажды композитора с директором венской звукозаписывающей фирмы и вот уже «Мрачное воскресенье» разошлось по Европе тысячами грампластинок. В ресторан зачастила избранная публика, среди которой было много евреев, специально послушать авторское исполнение произведения. (Правда некоторые из иудеев хотели бы кошерную пищу, а других смущала работа заведения по шабатам). Практичный Шабо выступил менеджером музыканта. Он помогал Андрашу получать максимальные прибыли с песни, не забывая о рекламе своего ресторана. Композитора же очень тревожила странная череда самоубийств прокатившихся по Европе и совершённых под его музыку. Потрясённый необъяснимым воздействием своей мелодии, он даже попытался покончить с собой, однако друзьям удалось отговорить его от рокового шага и отобрать у него яд. Однако после этого у музыканта осталась навязчивая идея, понять что он, автор, заложил в своё творение. На фоне непростых отношений троицы лишь намёком на некую будущую трагедию прозвучала вырвавшаяся у Андраша и обращённая к Ласло Фраза: «Вы, евреи, всегда думаете о цене» Один намёк, и не более.Всё прояснилось во второй половине действия, которая переносит зрителя в 1943 год. Гитлеровцы уже чувствовали себя в Венгрии полными хозяевами, а евреи носили знаки унижения – жёлтые звёзды. Когда-то влюблённый в Илону Ганс Вик вернулся в Будапешт как офицер СС с секретным заданием обеспечить транспортировку венгерских евреев в лагеря уничтожения. На отобранной у фабриканта-иудея вилле расположился руководимый им центр по изъятию еврейского имущества. Ресторан внешне благоденствовал, его хозяин даже не был отмечен знаком расовой неполноценности, хотя «соратник Вика», Эйхбаум, глядя на музыканта и владельца ресторана заявил: «Один из них еврей, нюхом чую». После первого визита он избил Ласло, придравшись к пустячному поводу, но заявив: «Эта еврейская свинья на меня напала». Если бы не Ганс ресторатор бы погиб. А тот сообщил Илоне о готовящихся репрессиях, заявив: «Я это делаю для Ласло и для вас». Шабо не полностью поверил предупреждению («Интересно, как они собираются это сделать. В Венгрии более полумиллиона евреев»), но перевёл ресторан на имя Илоны. Тем временем Вик развернул доходнейший бизнес. Он продавал богатым евреям возможность покинуть страну в обмен на большие деньги и имущество. Своих друзей эсэсовец по прежнему водил в ресторан Ласло, где они (несказанная вольность) даже позволяли развлекать себя еврейскими анекдотами. Однажды Ганс потребовал от Андраша исполнить роковую мелодию. Музыкант медлил, явно не желая выполнять приказ. Тогда Илона подошла к роялю и запела сочинённые композитором слова для песни – чего ранее никогда не делала. Вдвоём они исполнили произведение до конца. Но финал сцены оказался трагичен –  Андраш схватил пистолет Ганса и выстрелил себе в голову. После его похорон Ласло сказал Илоне «Мне кажется я только сейчас понял смысл «Мрачного воскресенья»… У каждого человека должно быть чувство собственного достоинства… Но если вёдра с дерьмом одно за другим льются тебе на голову, то, наверное, лучше уйти из этого мира».После его смерти музыканта Вик предложил Ласло стать посредником в сделках по организации выезда евреев за рубеж. При этом, он уверил компаньона в его личной безопасности. И вот начался исход сотен иудеев в Швецарию. Получая огромные барыши, Вик позволял себе великодушные жесты, возвращал отдельным беженцам плату за выезд. Однако наступил трагический день. Шабо был арестован. Илона устремилась за помощью к Гансу и тот овладел ей, якобы в уплату за эту свою услугу. Отправившись затем на вокзал, откуда шли эшелоны в Освенцим, эсэсовец освободил не Ласло, а профессора Тейтельбаума, за которого ему были уплачены деньги (бизнес прежде всего). Стало быть женщину он обманул. Бывшего владельца ресторана увезли на смерть, а его подруга нашла письмо, где он сообщил ей о своём решении уйти из жизни. Илона так и не успела сказать ему, что у них будет ребёнок. В финале мы снова оказываемся в середине 1980-х Вика хоронят с почестями, как «спасителя тысячи евреев». Заключительная сцена: менеджер или официант средних лет открывает бутылку шампанского, а старая женщина, его мать промывает посуду и бутылку из под яда, когда-то принадлежавшего Андрашу, но нашедшему применение лишь много лет спустя. «Мрачное воскресенье» звучит за кадром… Сделано и сыграно очень профессионально и эмоционально. Слоганом к мелодраме можно поставить слова Ласло: «Звери ведут себя по звериному, а люди по человечески, или по крайней мере, должны». Понимание того: кто есть кто после просмотра ленты сложностей не вызывает. Для зрителей интересующихся отражением темы Холокоста в мировом кино.

Дополнительный отзыв одного из рецензентов.

И ещё один настоящий герой в фильме без которого не возможно эту картину представить- этот герой великолепная пронизывающая душу музыка венгерского композитора Резо Шереша. Этой песне “Мрачное воскресенье” приписывали мрачную шаманскую силу, приводящую человека в душевную пустоту и отчаяние. Но мне кажется, что песня прекрасна, затрагивает всё лучшее и светлое в душе и заставляющая взглянуть на жизнь и самого себя с более честных позиций. И если этот человек согрешил сам перед собой, то песня выступает в его душе как беспристрастный и бескомпромиссный судья. И если это приводит к самоубийству- то виновата в этом не ПЕСНЯ, а сам данный конкретный человек.

Мрачное воскресенье (Германия-Венгрия, 1999) Режиссёр Р. Шубель: 1 комментарий

  1. Добрый день Александр! Спасибо вам за прекрасную рецензию к фильму. Лучше я и не читала. Фильм мне понравился, несмотря на печальные сцены в нём. Но наверно в этом и прелесть и притяжение талантливого фильма. Спасибо за ваш сайт, что он есть. Поздравляю вас с Наступающим Новым годом! Счастья вам! И конечно творческого вдохновения!!!

Ответить на Оля (Respublica) Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>