Голет в долине (Чехия, 1995) Режиссёр З. Досталь

Длительность 90 минут

Телеэкранизация новелл Ивана Ольбрахта (1882 – 1952) посвящённых жизни евреев Прикарпатской Руси. О названии:  по-чешски слово Golet  обозначает галут (рассеяние). Этот термин характеризует состояние еврейского народа после его изгнания из Ханаана в 1 – 2-м веках нашей эры. В последующее всемя евреи жили в чужих землях общинами, редко в дружественном, часто в равнодушном или враждебном окружении, в большей или меньшей степени воспринимая культуру своих соседей. Их сохранению способствовало строгое следование принципам иудаизма, соблюдение традиции и взаимопомощь. Демократизация жизни в Европе и снятие многих вековых ограничений не ликвидировало юдофобию, но ускорило процесс интеграции евреев в культуру стран проживания и их ассимиляцию. Однако, в наиболее глухих уголках континента, таких, как изображённая писателем восточнословацкая деревня Поляна,отношение к новшествам было достаточно настороженным даже в 1920 – 1930-е годы, когда и развёртываются события книги. Для фильма режиссёр выбрал два рассказа из трёх. Их объединяет мягкий юмор, позволивший, по выражению критика «создать освежающее, полное доброты зрелище».  Третья новелла «Грустные глаза Ханы Караджич», драматическая по сюжету великолепно перенесена на экран пятью годами позднее режиссёром Карелом Кахиня (см. «Ханеле»). Каков же он, «Голет в долине»?

Первая часть «Чудо Юльчи». Главный герой Байниш Зисович, бедный еврей, обременённый женой и восемью детьми. Денег у него не было, в долг в лавке Соломона Фукса уже не давали, приходилось ходить по деревне и выпрашивать у кого хлеб, у кого овощи. Для хорошего еврейского папы всегда было драмой, что его семья живёт на грани голодной смерти.  Так и шёл идёт домой и думал: «Бог никогда не позволит еврею умереть. Когда уходит надежда, приходит чудо». И оно состоялось. На следующий день на другом конце деревни встретил Байниш двух туристов – господина с дамой. Они выглядели усталыми и мужчина спросил, продаёт ли кто-нибудь в деревне лошадей. Бедный еврей привёл туристов в свой дом и велел жене быстренько арендовать лошадь. Роза так и сделала и привела старую, грязную кобылу Юльчу (Кузнечик). Гости сначала возмутились, но потом искренне рассмеялись. Дали Зисовичу дали хлеба для всей семьи, да плюс десять крон. Женщина села на лошадь и повёл их Байниш к ближайшему городу. По пути он выступил гидом: напридумывал и нарассказывал разных историй о местах через которые они проходил. Путешествие продолжалось четыре дня – и за каждый получил Байниш двадцать пять крон и ещё пять крон на еду. Такое чудо сотвоврил Господь для еврея умирающего от голода.Вторая часть «Случай в микве» (бассейне для ритуальных омовений). Верующие полянские евреи, а таковых было абсолютное большинство, каждую неделю посещали микву. Особенно аккуратно это делали женщины, ибо по законам ритуальной чистоты, до омовения в этом бассейне через неделю после завершения месячных она остаётся запретной для мужа. Однажды портной Пинхас Якубович обнаружил, что вода в микве опустилась ниже установленного уровня и, следовательно, не составляет установленного традицией объёма 40 сеа. И по традиции омываться в ней нельзя. Для решения проблемы нужно было пригласить раввина, который бы заново освятил бассейн. Однако пока за ним собрались ехать, прошло несколько дней. В Поляне приостановилось многое, но, самое главное, полностью прекратилась сексуальная жизнь. Досталось и Пинхасу, чья жена истосковалась по ласкам мужа. В город к раввину отправился уже знакомый нам Байниш Зисович на кобыле Юльке. Но старая лошадь по пути пала и понадобилось много усилий, дабы привести события к благополучному завершению. (аннотация не завершена, ибо составлена по различным источникам и после просмотра двух коротких трейлеров. Автор фильма не видел, хотя, судя по “Ханеле” исходный материал для ленты очень доброкачественный)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>