Танго Рашевских (Франция-Бельгия-Люксембург, 2003) Режиссёр С Гарбарски

Длительность 96 минут

Один из самых содержательных фильмов последних лет на еврейскую тему, по жанру сочетание трагикомедии и психологической драмы. С точки зрения наших дней и через события в жизни трёх поколений одной еврейской семьи сделана попытка охватить взглядом процессы в европейском еврействе. Начинается лента печально. Умерла старейшина рода Роза Рашевски. У её могилы родственники понимают, что из их бытия ушло нечто очень важное, скрепляющее весь семейный клан. Мужественная женщина вынесла все выпавшее на её долю  испытания с удивительной стойкостью. Одним из средств противостояния невзгодам было… танго. Обучая своих детей этому экзотическому танцу она говаривала: «У того, кто умеет танцевать танго всё будет хорошо». И вот остались продолжать земное бытие её бывший муж Шмуэль и его брат Дольфо (Адольф); её дети, сыновья Давид и Шимон и внуки Нина, Йонатан, Рик. У каждого поколения своя правда и свои проблемы, которые они решают, изредка на семейном совете, чаще без него. А время идёт и вот в конце действия уходит из жизни и Дольфо – и без того не слишком крепкая связь с прошлым ещё более слабеет.

Сначала взглянем на старших. Роза, Шмуэль (Моско Алкалай) и Дольфо (Натан Коган). Их юность опалена трагедией Холокоста, но нам сказано о том времени немного, о большем приходится догадываться. Известно, что Роза спасла жизнь Шмуэля, бывшего тогда или ставшего позднее её мужем. Женщина скрывала своё еврейство и незнакомый с ней раввин, основываясь на слухах, считает её хотя и очень достойной, но гойкой. А дело было в страхе: она настолько боялась возвращения ужасов войны, что воспретила делать своим детям обрезание. Через несколько лет супруги расстались и её бывший муж уехал в Израиль, где за несколько десятилетий стал ультраортодоксальным раввином. Поэтому соплеменники оставшиеся в Европе в условиях галута для него теперь гои, в лучшем случае – вода впитавшаяся в песок. После ухода Шмуэля опорой, другом (но не мужем) Розы стал брат Шломо – Дольфо, который многие годы любил её, но так и не решился об этом сказать. В его образе нам показан ассимилированный еврей кое-что помнящий о традиции, но не слишком выполняющий её предписания.Второе поколение Шимон (Мишель Йонаш) и Давид  (Даниэль Мезгвич). Хорошие братья, мужья и отцы. Любят беседовать между собой, с охотой собираются на праздники, хотя еврейская традиция для них столько напоминание о происхождении, сколько повод для общения. Они путают кидуш (благословение на вино) с кадишем (заупокойная молитва), не знают какого раввина лучше пригласить на похороны Розы: реформиста или ортодокса, в синагогу ходят не часто. Смерть матери для них серьёзный повод задуматься о своих дальнейших связях с традицией, однако эти мысли не идут дальше решения на каком кладбище найдут последнее успокоение их останки. И, если Давид сделал выбор в пользу еврейского, то Шимон настолько любит свою нееврейскую жену Изабель (Людмила Микаэль), что заказывает участок на христианском кладбище рядом с ней. Следует отметить очень любопытный нюанс, проявляющийся и в других, особенно французских лентах (“Привет, пока”, “Бог большой, я маленькая”) – интерес неевреев к иудаизму. Вот и Изабель занимает наиболее последовательные позиции по отношению к содержанию еврейских праздников. Именно она во время седера на Песах отстаивает точку зрения по которой в этом ритуале заложен глубокий внутренний смысл. И в “Танго Рашевских” это не единственный пример столь заинтересованного отношения к иудаизму со стороны неевреев, обосновывающий распространённую ныне точку зрения по которой национальная принадлежность обуславливается не только и не столько кровью, сколько личным выбором. Представительница третьего поколения семьи Рашевских Нина (Таня Гарбарски), личность ассимилированная во многих отношениях, но, насмотревшись на легкомысленное отношение к браку современных бельгийцев, горячо желает создать прочную еврейскую семью и обязательно с соплеменником. Однако, вот беда, в неё серьёзно влюблён гой Антуан (Ипполит Жирардо). Ради своей избранницы мужчина готов пройти гиюр, совершить обрезание и т д и т п. Для достижения цели он идёт к реформистскому раввину, начинает штудировать свящённые тексты и работы еврейских мудрецов (в кадре на обложке мелькает имя современного религиозного авторитета рава А. Штейнзальца). Более того, он настолько загорелся своей идеей, что просит у реформиста координаты настоящего ортодоксального раввина, пройдя гиюр у которого он станет настоящим “кошерным” евреем. И такое его рвение приводит в смущение Нину даже не предполагавшую подобного поворота событий.По ходу действия существенно заметно меняется отношение Рашевских к иноверцам. Наиболее непримирим к ним, разумеется, ультрарелигиозный рав Шмуэль. У других подобные реакции появляются в виде эдаких «рудиментов», остатков прошлого. Так Дольфо в ответ на рассуждение Нины о глубоком смысле седера на Песах, оскорбляет её словами «И эта гойка ещё будет меня учить», но далее быстро осознаёт свою вину. Раскаяние видно из его слов племяннику: «Если бы кто-то назвал тебя грядным евреем, простил бы ты ему?» Однако, дальше всех в подобном замирении идёт один из внуков Розы Рик (Руди Розенберг). Он чуть ли не единственный провёл длительное время в Израиле и даже прошёл действительную службу в ЦаХаЛе. Но именно этот молодой человек влюбился в арабку Хадиджу (Сельма Коучи). Правда в начале фильма они расстаются, ибо в ответ на предложение Риком руки и сердца девушка говорит нет, добавляя: «Ты ведь стрелял в палестинцев». На что тот в сердцах огрызается: «Но в отличие от них не взрывал женщин и детей». Однако, к концу действия чувство побеждает. И вот уже дядя Дольфо идёт знакомиться к исламским родителям Хадиджи. А дальше мы уже видим весёлую еврейско-арабскую свадьбу на которой всё тот же Дольфо  защищает честь своей новой родственницы от расистских высказываний некоего соплеменника. Следует отметить, что западная (особенно французская) кинематография постоянно стремится помирить евреев и арабов, то есть хотя бы на экране изобразить межнациональный мир, который просто невозможно представить после идущих потоком сообщений о многочисленных терактах и антисемитских выходках именно во Франции.В целом «Танго Рашевских» даёт очень богатый материал для размышления о положении западноевропейского еврейства. Призы ряда международных фестивалей 2004 года, в том числе в Каннах и в Иерусалиме.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>