Крестовые походы (США, 1935) Режиссёр С. де Милль

Длительность 125 минут

Крестовые1Первое в эпоху звукового кино обращение к теме борьбы за Иерусалим между мусульманами и христианами, решённое в духе романтической мелодрамы. Название не точно, ибо на экране показан только один из крестовых походов – Третий (1187) и его наиболее известный участник – английский владыка Ричард Львиное Сердце. Действие начинается с момента захвата Святого города войсками Саладдина. Горят иконы и святые книги, свергается крест с храма, европейские женщины распродаются как рабыни. Святой отшельник возвещает султану, что призовёт на освобождение Гроба Господня царей Запада, и тот великодушно отпускает его в Европу, глубоко убеждённый в непобедимости своих войск. Сюжет возвращается в Палестину к середине ленты, когда прибывшие морем отряды крестоносцев осадили крепость Акко. Между этими воителями за веру идут конфликты и даже есть предатель – герцог Монферратский, готовый ради своих корыстных интересов убить красу рыцарства Ричарда. Последний изображён идеальным воином и правителем, противостоящим жестокому, но справедливому Саладдину.

Кстати, заложенный в европейской традиции показ этих двух лидеров, личностей стоящих на голову выше во всех отношениях окружающих их правителей и феодалов, нашёл отражение в египетском фильме «Саладдин» (см каталог).Крестовые2Сценарий, далёкий от исторической правды, оказался пропитанным пацифистским духом, больше подходящим веку 20-му. Главной героиней двухчасового повествования оказалась жена Ричарда, наваррская принцесса Беренгария (Лоретта Янг). Она прибыла на Святую землю дабы поддержать крестоносцев, но, увидев сколько крови проливается во имя благой цели, прониклась милосердием и отвращением у массовым убийствам. Стремление молодой женщины к миру повлияло даже такого неистового приверженца войн, как её муж. Окончательно его преобразило благородство супруги, которая попав в плен к Саладдину, готова стать одной из его жён, если восточный владыка  пощадит крестоносцев и спасёт жизнь её супруга. Самоотверженность Беренгарии склонила Львиное Сердце к мирному договору по которому Иерусалим остался исламским, но свободный доступ в него был открыт для верующих различных конфессий. Такое соглашение в истории действительно существовало, но евреи в нём, естественно, не упоминались, так как ни мусульмане, ни христиане даже не задумывались о прежних властителях города. А крестоносцы, помимо того, предпочитали не вспоминать о резне 1099 года, когда после взятия Иерусалима они уничтожили в нём и арабов и иудеев.Крестовые4Черно-белый фильм сильно устарел и многословен в духе своего времени. Не везде достоверно воспроизведён облик святых мест. Так, если внешний вид храма Гроба Господня узнаваем, то его внутренняя часть, показанная в финале больше напоминает святыню ислама Купол скалы. Выбор актёров приблизителен, игра их откровенно театральна. Поэтому не впечатляют ни Ричард (Генри Вилкоксон), ни Саладдин (Ян Кейт). Лоретта Янг привлекает не столько показом незаурядной личности своей героини, сколько внешним обаянием и удачно найденным цветовым контрастом – светлый «голубь мира» на фоне окружающих тёмных воинов враждующих лагерей. Вместе с тем, действие двухчасовой ленты развивается последовательно, по нарастающей эмоциональной шкале. Массовые сцены (штурм Акко) сняты с размахом, заставляющим вспомнить последнюю работу режиссёра законченную в 1956 году – «Десять заповедей» (см каталог). А в финале, когда толпы верующих устремляются в Святой город, убедительно воссоздана атмосфера христианского религиозного экстаза.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>