Десять заповедей для детей (США, 2003) Режиссёры Р. Рич и К. Джонсон

Длительность 125 минут (5х25)

10ддДословное название «Детские десять заповедей». Мультисериал иллюстрирующий основные положения заповедей. Отмечен на ряде международных смотров телепродукции за доходчивость с которой в нём воплощены сложные этические понятия. В России активно распространяется через интернет христианскими организациями. Действие всех частей происходит в лагере народа Израилева у горы Синай в период получения не Торы, а именно нравственного закона, заповедей (христианский подход). Персонаж определяющий настрой ленты конечно же Моисей, хотя появляются и другие представители мира взрослых, в каждой серии всё новые. Но центральный герой – мальчик-сирота Сет. Именно он учит заповеди, осваивает их нравственное содержание и получает практические уроки правильного поведения. Рядом с ним мать Лайла, его друзья Аарон, Эфраим (Ефрем) и другие. Чтобы сделать действие более занимательным оно разбавлено юмором, песнями и в него (совершенно в духе студии Диснея) включена группа друзей главных персонажей – домашних животных: ослица Рейчел, коза Хана, верблюд Шади, бычок Якоб, крыс Амос и ручной сокол Зиг «летающий пылесборник». Они оказываются участниками развёртывающихся на экране сюжетов а взаимоотношения между ними также помогают маленьким зрителям понять содержание заповедей. Каждая из серий имеет свой сюжет и мораль.

«Не такой уж золотой телец» (1-2 заповеди «Да не будет у тебя других богов перед лицом моим», «Не сотовори себе кумира»). Уже больше месяца Моисей находится на горе Синай, где получает заповеди от Б-га. Возле шатра семьи Сета животные ссорятся из-за скудного снопика сена. Бычок Якоб мечтает о том времени, когда он был в Египте, где его изображениям поклонялись как божествам  Евреи стоящие в очереди к единственному колодцу также с тоской вспоминают о временах рабства с изобилием еды. Возникает мысль, что их вождь забыл о них, бросил их и т д. Все претензии  предъявляют Аарону (в отсутствие брата именно он оставлен присматривать за народом Израилевым) и требуют создать нового, конкретного Б-га, которому можно поклоняться. В противном случае многие угрожают вернутся в Египет. И Аарон «даёт слабину» разрешив сделать истукана. В качестве модели у Сета берут его телёнка Якоба. Тот, естественно горд, что с него будут ваять божество и не подозревает мрачного финала. Тайно решено после изготовления статуи глупого бычка принесут в жертву этому же Б-гу. Появление Моисея в финале разрушает замыслы недовольных и усмиряет их. Но в приступе ярости пророк разбил первые скрижали.

«Отдых ещё настанет» (3-4 заповеди. «Не произноси имени Б-га твоего напрасно», «Помни день субботний»). Этот выпуск ближе всего к еврейской традиции. После истории с золотым тельцом Моисей возвратился на Синай получать новые скрижали. Тем временем, жизнь продолжается. Мать поручила Сету собрать мана (манны) на два дня, ибо с вечера начнётся суббота (в еврейской традиции – шабат). Сама она отправилась на два дня к рожающей кузине и оставила сына с домашними животными на попечение сварливому старику Джосане. Да ещё предложила мальчику помочь соседу по хозяйству. Джосана воодушевился и вскоре стало ясно, что это «нехороший человек, редиска» и в нём скрывается эксплуататор. Он заставил работать на себя в поте лица и мальчика и его животных потребовав собирать ман не на два дня, а гораздо больше. Излишки новоявленный коммерсант решил продавать. Обнаружив влагу он принудил своих подчинённых копать колодец, несмотря на наступление темноты и начало субботы, запрещающее работать. Лишь Моисей остановил «бизнесмена», да ещё и уличил его в упоминании имени Божьего всуе. В результате старик понёс справедливое наказание.

«Сет в сетях смерти» (5-6 заповеди. «Почитай отца и мать своих», «Не убий»). Напомнив сыну 5-ю заповедь, Лайла с неохотой отпустила мальчика ночевать в палатку к другу Аарону. Тот, в первую очередь похвастался мечом, который он стащил у отца Омри. Ночью в лагерь евреев проникли грабители. Они убили караульного, выставленного Иешуа бин Нуном (Иисус Навин), украли ягнёнка, а один из них проник в палатку мальчиков и забрал прекрасный клинок. Друзья быстро обнаружили пропажу. Вскочив на ослицу Рахель, Сет (которому мечталось стать героем) и Аарон храбро устремились в погоню. Пока они гнались за ворами, рассвело, Лайла подняла тревогу и вот уже Моисей лично отправился на поиски пропавших еврейчиков. «Герои», тем временем, попали в песчаную бурю, а затем в руки бандитов. Их жизнь висела на волоске, но на счастье ручной сокол Зиг обнаружил беглецов, а затем подоспела и подмога. Ценная педагогическая установка: «Всегда надо слушаться маму, этим ты показываешь уважение к Б-гу» завершает серию.

«Украденное украшение, украденные сердца» (7-8 заповеди «Не прелюбодействуй», «Не укради»). Уже в первых кадрах Сет задаёт Моисею важный вопрос: «Что значит находиться в присутствии Божьем» и получает ответ: «Это не выразить словами». После чего следует рассказ о словах Всевышнего к пророку. Далее Моисей сообщает о необходимости сделать скинию и Ковчег Завета. Происходит массовый сбор пожертвований. С этим и с названием части связаны две сюжетные линии. В одной из собранных драгоценностей пропадает ценное кольцо. В другой – жена глашатая лагеря Матфея обладающая прекрасным голосом, желает «вернуться на эстраду» (текст перевода). Но в действительности дон-жуан древности Шимон (Симеон) пытается соблазнить Сару, а его обезьянка похитила не только кольцо, но и брошь жены Матфея с тем, чтобы побудить её вернутся в шатёр сластолюбца. Разоблачить парочку нарушителей заповедей помогает крыс Амос.      

«Игры с правдой» (9-10 заповеди. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего… и не желай дома ближнего твоего… ни всего, что есть у ближнего твоего» ). Еврейский лагерь в оживлении: идёт строительство скинии. Одновременно близится день рождения одного из друзей Сета – Эфраима. Мастер Беньямин приготовил к празднику дар: прекрасно выполненную игрушечную колесницу. Сет позавидовал мальчику, возмечтал получить нечто подобное и на следующий день, увидев замечательное изделие, не удержался от желания поиграть с ним. Но произошло несчастье – колесница упала и разбилась. Виновник скрылся с места происшествия незамеченным, а Эфраима обвинили в том, что именно он сломал игушку. В конце фильма торжества по случаю завершения скинии и признание Сета в проступке. Итоговая мораль сериала: «Когда ты нарушаешь Божьи заповеди, то вредишь только себе».     

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>