Сирийская невеста (Германия-Франция-Израиль, 2004) Режиссер Э. Риклис

Длительность 97 минут

В основу сценария написанного палестинской журналисткой Соа Араф легли реальные истории, произошедшие в регионе принадлежащих еврейскому государству Голанских высот. На этой земле много веков живет по своим законам и религиозным верованиям небольшая народность друзы: часть из них исповедует хритстианство, часть – ислам. На экране большое событие в деревушке друзов-мусульман Мадж эль – Шамс. Красавицу Мону (Клара Хури) выдают замуж единоверца, артиста и ведущего на телевидении Дамаска. Её жених никогда не видал своей невесты, но главное не в этом, а в том, что переехав к нему, она не сможет больше приезжать в Израиль, ибо нормальных отношений между двумя соседними странами нет уже много лет. И вот девушку провожают надолго, если не навсегда. На торжество собирается вся большая семья невесты: гости желанные и не очень.

Приезжают братья Моны: Марван (Ашраф Бархун) – мелкий коммерсант в Италии и Хаттем (Эяд Шити), совершивший три недостойных друза поступка: женился, во-первых без согласия старших, во-вторых на иноверке, в-третьих на русской женщине-враче (Эвелин Каплун) и теперь старейшины деревни не хотят видеть отступника. Параллельно развивается ещё одна сюжетная линия, показывающая судьбу друзской женщины. Старшую сестру невесты Амал (Хиам Аббас) выдали замуж без любви, но она не желает жить по вековым традициям. Отказалась от традиционных платьев, носит брюки и мечтает учиться в университете в Хайфе. Муж со своей стороны пытается урезонить мятежную «половину», убедить её «не позорить» семью, однако та смотрит на раскрепощённых израильтянок и считает необходимым стоить свою жизнь не так, как это делали её мама и бабушка. По ходу развития действия, Мону должны вручить жениху на сирийской стороне, но это приходится делать через посредничеством сотрудников ООН (ещё раз напомним, что Сирия и Израиль не имеют дипломатических отношений). Семья невесты и друзья жениха долгие часы стоят у пропускных пунктов, перекрикиваются через нейтральную полосу. Но сирийский офицер отказывается поставить визу в паспорте Моны, потому что там уже стоит израильский штамп. Посредничество сотрудницы Красного Креста, звонки в Иерусалим и в Дамаск не дают результата. В конце-концов, невеста встает и в свадебном белом платье бежит через нейтральную полосу к сирийскому КПП, навстречу счастью, тогда как Амаль уходит в другую сторону (к новой жизни?). Такое разрешение конфликта возможно только в кино, но фильм показывает непростую обстановку традиционной общины, и утверждает мысль, что человеческие чувства важнее политических конфликтов и границ. Как отметил рецензент газеты «Нью-Йорк Тайм» «Отличный ансамбль позволяет увидеть убедительно воссозданный групповой портрет традиционного клана, чьи внутренние проблемы усугубляется политикой. Последние минуты фильма подводят нас к выводу, что только смелый прыжок в неизвестность позволит распутать накопившийся груз противоречий». Лента удостоена ряда призов на международных кинофестивалях в 2004 – 2005 годах. Интересно сравнить «Сирийскую невесту» объективную, серьёзную работу израильского режиссёра, сделанную на высоком художественном уровне  с также посвящённым друзам ливанским «Воздушным змеем» (см. каталог) Там зрителю вместо серьёзного разговора «впаривают» душещипательную антиизраильскую агитку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>