Уйти и вернуться (Франция, 1985) Режиссёр К. Лелуш

Длительность 113 минут

Фильм имеет подзаголовок «романтическая история для фортепиано с оркестром и кинокамеры». Еврейская тема изложена в первой части повествования, которая переносит нас в военные годы. Она рассказывает об интеллигентной  семье французских евреев Лернеров (родители и двое детей). Сын Соломон (Эрик Бершо), молодой подающий большие надежды пианист, горячо любящий произведения Рахманинова. Его сестра Шуламит – Саломе (Эвелин Буи) ещё не определилась как личность. Но уже очень обаятельна. В роковом 1943 году, консьержка доносит на них в гестапо и им приходиться бежать в деревню, где изгоев самоотверженно укрывает чета Ролан и Эллен Ривьер (Ж.-Л. Трентиньян и Анни Жирардо), владельцы старинного замка. Но попытка спасти евреев не удалась, кто-то из местных жителей сообщил о появившихся в деревне чужаках оккупантам. Фашисты арестовали Лернеров и отправили в концлагерь, где выжила  только дочь. После войны она вернулась к Ривьерам зная о том, что всех их предали. Отныне главная задача измученной девушки узнать правду. Это необходимо для того, чтобы почувствовать себя окончательно вернувшейся к новой жизни.

Еврейская тема в этот момент практически заканчивается. По содержанию она перетекает в русло общечеловеческих ценностей, по форме в разряд романтической, отчасти психологической мелодрамы с детективным оттенком. Саломе даёт обещание не преследовать предателя и даже готова отдать остатки состояния тому, кто раскроет истину. К ужасу родителей несколько человек показали на сына Ривьеров Венсана (Ришар Анконина), умного, но, в то же время, неуравновешенного, порывистого юношу, с детства упорно стремящегося к самоутверждению. Причиной такого поступка называют неистовую любовь к Саломе. И действительно, во время войны, когда девушке пришлось притворяться невестой Венсана, он в честь неё прошёл по канату на сумасшедшей высоте от одной башни замка до другой. Позже и родители и окружающие вспоминали события 1943 года, пытаясь понять истинные мотивы поступков юноши. Местный священник которому неизвестный преступник открылся на исповеди связан её тайной. В конце-концов выяснилось имя доносчика, но оно или было ложным или за ним стояли некие враждебные силы. Замок был подожжен неизвестной рукой, а на его стене написано последнее предупреждение Саломе. «Подливают масла» в огонь противоречивые отношения Эллен к сыну и его избраннице. Разгадка этого полудетективного поворота истории непредсказуема, как положено у хорошего автора.Заметки внутренних переживаний записанные девушкой и звучащие с экрана помогают лучше понять название фильма и предвещают будущее Саломе, В дальнейшем она известная писательница. До 40-ка создавала книги о войне, но потом сделала крутой поворот в своём творчестве и её стали волновать не столкновения людей, а эмоции, которые чувствуют любящие люди, когда расстаются. В 1985 году закончила автобиографический роман, после чего автора пригласили участвовать в телепередаче «Апострофы», которую вёл играющий сам себя тележупналист Бернар Пиво. А вскоре её ожидало ещё одно потрясение. Однажды на концерте,  молодом пианисте Эрике Бершо, исполняющем Второй фортепианный концерт Рахманинова пожилая женщина узнала погибшего в 1943-м брата. И на ум ей стала навязчиво приходить и ранее знакомая идея о переселении душ. Впрочем этот вариант вечного ухода и возвращения проходит скорее как абстрактный символ, похоже, авторам не хватило желания его детально разработать.Как и многие работы Клода Лелуша эту ленту отличают черты стиля их автора. Они в известной вычурности композиции, действие в которой свободно перетекает из 1920-го в 1939 года, оттуда в 1943, 45 и затем сразу в 1985-й. Иногда  пробивается ненужная красивость, иногда неожиданная эмоциональность, вроде значительного по длительности фрагмента ускоренной съёмки движения по дороге в начале действия. Для зрителя любящего классическое наследие приятно слушать многочисленные фрагменты из Второго фортепианного концерта Рахманинова, ставшего музыкальным лейтмотивом действия. Однако, не всегда убедительна психологическая проработка мотивов поведения действующих лиц. Так, противоречия в характере Эллен Ривьер обрисованы поверхностно, хотя талант Анни Жирардо даже при имеющемся материале, сделал созданный ею образ украшением ленты.  Название ленты не подчёркивает еврейского содержания сюжета, но для сына алжирских евреев Клода Лелуша эта тема, видимо, значила очень многое. В одном из интервью журналу «Искусство кино» он сказал многократно цитируемые в интернете слова, которые есть смысл повторить и здесь: “В этом трагическом фильме я парадоксальным образом пытаюсь “сбалансировать” самые ужасные последствия войны: мне хочется верить, что те шесть миллионов евреев, которые были столь бесчеловечно уничтожены, присутствуют сегодня в нас, а мы сегодня сильнее и терпимее и, благодаря этому, история человечества развивается не так, как раньше. Они погибли, для того чтобы десятки миллионов людей никогда не стали антисемитами и расистами. И хотя “Уйти и вернуться” – фильм, рассказывающий о страшнейших трагедиях войны, в нем есть заряд оптимизма: на земле, я думаю, после смерти каждого человека сохраняется только то, что было в нем хорошего. Каким образом? В каком виде? Благодаря чему? Не знаю. Но с помощью этого фильма я хочу сказать, что вопреки всем ужасам, несмотря на все кошмары, человечество движется вперед и что я не перестаю в него верить“. Насколько реализация такого масштабного замысла убедительна – судить зрителям. Для аудитории интересующейся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>