Одесса-мама (сериал, Украина, 2012) Режиссёр М. Горобец

Длительность 505 минут (42 х 12)

Спекуляция на устойчивом интересе значительной части зрителей к советской эпохе. В центре сюжета – одиссея принципиального следователя Андрея Чебанова (Дмитрий Дюжев) сосланного в 1969 году из Москвы в Одессу городским прокурором. Здесь он довольно быстро устанавливает, что его предшественника убрали и должен выяснить чем и кому тот не угодил. Одновременно, новичок вмешивается в борьбу двух бандитских кланов Дато и Грека за влияние в регионе и встречается с любовью давних дней Мариной (Светлана Гусева). Во всей постановке господствует приблизительный подход пронизывающий все стороны: от подбора актёров до воспроизведения атмосферы почти полувековой давности, С интересующей нас точки зрения, фильм представляет интерес не столько наивными и топорными попытками воссоздать еврейский колорит (после обстоятельной «Ликвидации» такие потуги выглядят просто смешными), сколько запоминающимся образом Петра Сергеевича (и немного Пинхуса Срульевича) Гуревича (Альберт Филозов).

В созданном им персонаже причудливо отразились опыт актёра с представлениями постановщика о брежневской эпохе. Гуревич-старший – фронтовик, отсидевший за что-то срок в сталинских лагерях. Позднее он похоронил сына, которого без вины посадили в тюрьму и там убили, списав на него грехи неких могущественных теневиков. Теперь старик пугает коллег-пенсионеров крамольными разговорами и мается, желая во что бы то ни стало доказать невиновность чада. Он понимает тщетность своих надежд, ибо система, осудив кого-либо, вовсе не склонна признавать свои ошибки. А здоровье его всё ухудшается и перспектива путешествия с билетом в одни конец становится всё более реальной. Есть и иная проблема. В момент развёртывания сюжета сериала Пинхус ведёт упорную войну со внуком Борухом – упорно требующим, дабы его называли Борисом. Отчисленный из мореходки за строптивость и «пятую графу», юнец начал заниматься спекуляцией импортными вещами – фарцовкой, а это, по советским законам считалось достаточно тяжёлым правонарушением. Таков достаточно реалистический облик Гуревича-старшего.Идеальная сторона этого образа выражается в чисто современном подчёркивании свободомыслия персонажа и идет она явно от сценария. Но, маловероятно, чтобы пусть и самостоятельно мыслящий, но «битый жизнью» одесский еврей открыто обсуждал бы с посторонним человеком антисоветские бунты в Новочеркасске (1962). Тема для того времени была достаточно рискованной, «стукачей» в славном граде Одессе хватало и за ведение подобных разговоров можно было «схлопотать» солидные неприятности. А Пинхус на экране, отнюдь, не пугается и не теряется опознав в случайном знакомом нового прокурора. В качестве оправдания сценаристы вложили в его уста слова мнение о порядочности Чебанова и о том, как ему будет тяжело на новом месте. Конечно, советский чиновник мог проявить слабость и списать словоизвержения собеседника на возрастные маразм со склерозом, но допустить такую вольность можно было однажды или считанное число раз. А в фильме мы видим невероятную, стремительно развивающуюся дружбу двух разных по социальному положению случайных знакомых. Поэтому достаточно надуманной выглядит линия по которой главный персонаж становится помощником пенсионера в восстановлении доброго имени его сына. Явно идущим от современности, но маловероятным в начале застоя, выглядит и прозвучавшее в конце ленты утверждение о грядущих временах, когда женитьба на еврее будет преимуществом.Итак, все сильные и слабые стороны фильма отразились на образе созданном Альбертом Филозовым. Однако подробной психологической разработкой характера, точной подачей нюансов, достоверным внешним обликом, он добился почти невероятного. Его персонажу ВЕРИШЬ. Начиная с первого появления этого «божьего одуванчика» на экране, Гуревич-старший вызывает чувство, которое в густонаселённом персонажами сериале не вызывает никто (за исключением, разве ещё Ясуловича). Никто, вплоть до фактурного, но совершенно неубедительного Дюжева, для которого «Бригада» так и остаётся до сего дня наивысшим актёрским достижением. Для зрителя интересующегося отражением еврейской темы в постсоветском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>