Тайна (Франция, 2007) Режиссёр К. Миллер

Длительность 102 минуты

В русскоязычных сайтах встречается под названиями «Секрет» или «Семейная тайна». В основе сценария роман Филиппа Гримбера содержащий автобиографические мотивы из жизни писателя. Концепция книги и, соответственно фильма выстраивается,  из перемежающихся фрагментов, происходящих в 1930-е, 40-е, 50-е, 60-е и 80-е, однако решающими для судеб персонажей стали события между 1936 и 1945, то есть во время Второй Мировой войны. В центре сюжета судьбы представителей еврейских семей Гринбергов и Стернов По жанру перед нами тонко выписанная в романе и так же отснятая камерная драма, в которой как в капле воды отразились судьбы французского еврейства в 20-м веке, с трагедией Холокоста и тщетными попытками избыть кошмары военных лет. Об этом говорят и крещение в детстве (через семь лет после обрезания) главного героя и изменение его родителями фамилии с Гринбергов на Гримберов.

Повествование начинается с середины, с 1950-х, когда замкнутый и угловатый  мальчик Франсуа придумал себе брата, более решительного и физически крепкого, чем он сам. Отношения с мистическим двойником оказались далекими от безоблачности, да и папа с мамой не одобряли подобный «выброс» фантазии. Помимо этого у подростка периодически возникало чувство, что ему чего-то не договаривают, хотя для зрителей национальная принадлежность семьи становится понятной достаточно быстро. Для самого же Франсуа тайна приоткрылась только в юношеские годы, когда о многом ему рассказала добрая знакомая родителей, пропахшая сигаретами массажистка и медсестра – тётушка Луиза (Жюли Депардье)Линейное развитие сюжета можно начать с лета 1936 года, со свадьбы Максима Натана Гринберга (Патрик Брюэль) с Ханой Стерн (Людивин Санье). Через год после свадьбы у них родился Симон. Крепкий и смышленый мальчик делал успехи в учёбе, в спорте и был любимцем родителей. Однако именно в день бракосочетания возникло зерно будущей драмы. Брат невесты Робер познакомил новобрачных со своей женой Таней (Сесиль Франс). Стройная, привлекательная женщина, прекрасная пловчиха, вызвала сильнейшую страсть у спортивного Максима, хорошего гимнаста и любителя большого тенниса. Взаимное притяжение не укрылось от глаз Ханы, переносящей своё несчастье молча и с достоинством. Трудно сказать какова была бы судьба их взаимного чувства, не вмешайся в этот сюжет война. Мужчин призвали в армию и, если Максиму удалось вернуться, то Робер сгинул где-то в немецком плену. Начавшиеся репрессии против евреев осложнили положение всех основных персонажей. Стариков арестовали, молодые вынуждены были бросить налаженный быт, бизнес и бежать в маленький провинциальный городок Сен-Готье. Там произошло неизбежное: Максим и Таня стали любовниками. Хана, которая догадывалась о происходящем и не желала терять любимого человека, сделала самоубийственный шаг: она раскрыла своё еврейство, была арестована оккупантами и отправлена в Германию. К сожалению, женщина не смогла уберечь от репрессий своего сына и Симон разделил участь матери.Право на личное счастье оказалось куплено дорогой ценой. Таня и Максим поженились, но раны военных лет хранились в потаённых уголках их душ, как игрушка Симона, лежащая в старом чемодане на чердаке. Правда скоро появился на свет Франсуа, но он по всем «параметрам» не «дотягивал» до уровня погибшего брата. 2.200 при рождении, умный, но слабосильный мальчик постоянно обострял боль отца, его воспоминания о Симоне. Максим так и говорил о младшем: «Этот ребёнок у меня нечаянный». О своём еврействе Франсуа долгие годы не хотел и слышать, даже виденные им страшные кадры хроники снятые в гитлеровских лагерях уничтожения связывались у него не столько со своим этносом, сколько с абстрактно понимаемыми преступлениями против человечности. Положение в семье отразилось на его работе: он избрал профессию психолога и работал с умственно отсталыми детьми. Отношения с отцом налаживались очень трудно и результат этой сюжетной линии показан в событиях 1980-х.Для Клода Миллера (1942 – 2012) «Тайна» оказалась последней и во-многом итоговой работой. Он рассказывает нам свою историю в неторопливом темпе, насыщая большим количеством значимых деталей. Достаточно интересен его способ соединения различных временных пластов. У большинства режиссёров в подобных случаях современность показана в ярком цвете, прошедшее же выглядит на экране в черно-белой или сдержанной гамме, напоминая старые фото или киноленты полувековой давности. У Миллера всё наоборот: современность, в целом, монотонна и скучна, а многие воспоминания сверкают всеми цветами, как бы напоминая о яркости детского восприятия, о красоте мира и страшных событиях разрушивших эту красоту. Для зрителей интересующихся отражением истории французского еврейства, а также воплощением темы Холокоста и его последствий.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>