Протектор (Чехия, 2009) Режиссёр М. Найбрт

Длительность 98 минут

Очень примечательный фильм, соединяющий приёмы авторского кино с изобретательным сценарием и глубокой психологической разработкой характеров. С мрачной иронией читается эпиграф: «Чех подобен велосипедисту. Его прижимают сверху, а он всё равно крутит педали» (Адольф Гитлер). Тем самым зрителя  прямо отсылают к тому времени, когда Чехия являлась колонией Третьего Рейха, как «протекторат Богемия и Моравия». Но у названия ещё несколько смыслов. Журналист Эмиль Врбата (Марек Даниэл) защищает молодую актрису Хану, её же пытается опекать фотограф Петр. Посаженный гитлеровцами директором радио судетский немец, составляет протекцию Эмилю. И каждое согласие или возражение влечёт за собой череду поступков и сводится, в конечном счёте, к одному – проблеме выбора, ибо в условиях оккупации никому не удаётся соблюдать нейтралитет и каждому приходиться решать на чьей он стороне. Опять же, действие начинается в памятный день 27 мая 1942 года, когда был убит гитлеровский наместник Рихард Гейдрих.

Но это только ключевое событие, а сюжет развёртывается с ещё мирного 1938 года, омрачённого для Чехии Мюнхенским предательством когда страну «урезали» на треть и подготовили к будущему захвату агрессивным соседом. Именно тогда на экраны страны вышел отечественный музыкальный фильм, так и не увидевший широкого проката, ибо его главная звезда Хана (Яна Плодкова) – еврейка.Все надежды героини на дальнейшую карьеру были окончательно похоронены 15 марта 1939, когда в Прагу вошли гитлеровские войска. Начался оккупационный режим с его онемечиванием общественной жизни, введением тотальной цензуры, подготовкой и осуществлением Холокоста… В этих условиях исключительно ради спасения Ханы её муж начал сотрудничать с гитлеровцами. Его непосредственный босс вроде бы оказался снисходителен к «пятой графе» спутнице жизни радиожурналиста и предложил ему «честную игру»: работа на фашистов в обмен на спасение жены. И вот, после перерыва вновь зазвучал в эфире бархатистый, легко узнаваемый тембр: «Программа «Голос Родины», у микрофона Эмиль Врбата». Конечно такая позиция не обошлась без череды компромиссов: здесь не только бесконечное восхваление немецкой культуры, но и участие  в непрерывных корпоративах с коллаборационистами, интрижка с любовницей своего начальника и т д. Нервное напряжение нарастает. Дома начинаются конфликты с Ханой. На работе, после покушения на Гейдриха и последовавших за ним массовых репрессий журналист получает ультиматум или развод с расово неполноценной женой, или… К тому же в гестапо его делают козлом отпущения свалив на него вину за провал некого невинного чешского спортивного кружка (такая форма национальной самоорганизации также была запрещена). На свободе он находится только из-за участия в пропагандистских акциях, призванных показать приверженность чешского народа Третьему Рейху.Непоследовательна в этой истории и позиция Ханы, которая осложняет жизнь своему мужу. Долгие месяцы она продолжает жить в прекрасной по военному времени квартире с телефоном, ванной, горячей водой и с продуктовыми карточками. Ей нельзя выходить на улицу; единственное место дозволенных прогулок – еврейское кладбище. На какое-то время она сосредоточилась на воспоминаниях о своих довоенных успехах. Однако ограничение свободы выводит женщину из себя. Временами актриса покидает дом, знакомится с механиком из соседнего кинотеатра Петром и начинает участвовать в его далеко не безобидных выходках: либо нацепив жёлтую звезду, либо без неё, она фотографируется у входа в заведения, куда евреям вход запрещён. Несмотря на столь двусмысленное положение, Хана остаётся верна мужу и отказывается делить с Петром постель, но ему  удаётся приучить свою подружку к рискованному способу бегства от действительности – потреблению морфия. Мало-помалу женщина «садится на иглу». Отчаяние, вкупе с наркозависимостью толкает её на совершенно недопустимые поступки, например, появление на свадьбе немецкого директора радио. А ведь она знает, чем для неё могут обернуться подобные выходки.  Несколько дополнительных поворотов введённых в сюжет заключительной части ленты ускоряют гибель главных героев, однако не меняют сути конфликта, ибо такой финал предопределён с самого начала. Как заметил один из рецензентов: «В этой трагедии неважно что, важно как».Фильм вроде бы о войне, но нет боёв, не льётся кровь и выстрелы слышны только за кадром. Зато убедительно показано постепенное «закручивание гаек» и воссоздано гнетущее эмоциональное напряжение, которое непрерывно нарастает до самого конца. Как символ тщетных попыток вырваться из порочного круга насилия показана езда на велосипеде или гребля (любимый вид спорта Эмиля). Важной частью действия стала музыка, которая с самого начала создаёт атмосферу безнадежности и неминуемой развязки. Фильм получил в 2009 семь премий чешской национальной киноакадемии – за сценарий, режиссуру, музыку, женскую роль, лучший плакат, монтаж и как лучший фильм года, а также был выдвинут от Чехии на “Оскара”, хотя этой награды не получил. Для зрителей интересующихся отражением темы Холокоста в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>