Для Саши (Франция, 1991) Режиссёр А. Аркади

Длительность 110 минут

Культурная мелодрама, наложенная на события периода Шестидневной войны в Израиле. Действие начинается весной 1967 года, когда президент Египта Насер потребовал от ООН вывести «голубые каски» с Синайского полуострова. На экране кибуц Ярден, расположенный на берегу озера Кинерет рядом с тогдашней сирийской границей. Здесь живёт и работает преподаватель философии одного из парижских лицеев, французский еврей совершивший алию Саша (Ришар Берри). С ним вместе находится его в прошлом студентка, а ныне жена, красавица Лора (Софи Марсо). Молодая женщина чувствует себя одинокой, ибо  муж находится на сборах в армии. Её, как и всех жителей страны, крайне беспокоит усиление напряжённости вокруг страны. Она пишет об этом письмо своим друзьям-однокурсникам и напоминает, как они собирались приехать к ней на её 20-й день рождения. К её удивлению вскоре Симон (Нильс Дюбуа), Поль (Фабьен Оркье) и Мишель (Фридерик Квиринг) появляются возле её дома. Двумя годами ранее все трое  дружили со своим преподавателем и были влюблены в прелестную соученицу, но та предпочла им Сашу.

Гости поражены изменениями в образе мыслей их бывшего учителя. «Ярый антимилитарист» превратился в примерного солдата израильской армии, ибо «жить здесь, значит защищаться… здесь больше некуда бежать».

В дальнейшем события идут по двум основным направлениям. Первое – выяснение отношений внутри группы. Саша тихо ревнует молодую жену к её друзьям, но Лора любит его и страдает от того, что он не принадлежит ей. В её душе живёт мысль о несчастливом конце её чувства. Неоднократно она повторяет слова: «Когда любишь, ты должен уйти». Постепенно выявляется история шестой участницы группы – Мириам. Девушка также была влюблена в Сашу, но, когда он предпочёл ей соперницу, выбросилась с балкона. Её смерть тяжёлым камнем осталась на совести преподавателя и стала одной из причин отъезда из Парижа, хотя истинная причина скорби остаётся неизвестной зрителю почти до конца действия. Внутреннюю нестабильность главного персонажа дополняет чувство непрочности отношений с Лорой. Однако идиллия на Святой земле превращается недолго. Развёртывается Шестидневная война и кибуц начинают непрерывно обстреливать. Один из юношей чуть не погиб от разрыва мины. Сашу направляют сначала на египетский фронт, а затем в Иерусалим, где недалеко от Стены Плача он становится жертвой арабского снайпера . Лора после его смерти находит в его бумажнике фото Мириам с надписью из которой ясно, что Саша любил именно погибшую девушку. Она отдаёт его бумаги друзьям и уезжает в неизвестность.Основной сюжет психологической мелодрамы дополняется вторым направлением – идиллическими картинами израильской природы, этой «земли, текущей молоком и мёдом». Правдоподобно показанная жизнь в кибуце, где живёт и трудится “интернациональный” коллектив евреев, где довольно много выходцев “миРусия”. С одной стороны хрестоматийные черты бытия большой сельской коммуны, объединённой социалистической сионистской идеей: общее хозяйство, дела, быт и единение всех участников. Самоотверженный труд при котором каждый работник ставит интересы коллектива выше личных, идёт туда где нужны рабочие руки, и Лора одна из этих «единиц». По ходу Саша пытается показать юношам как кибуц позволяет человеку сделать осмысленной свою жизнь. И неудивительно, что гости быстро вовлекаются в интернациональную среду (где есть даже арабы) и начинают активно помогать энтузиастам-евреям из разных стран. С другой стороны резким контрастом показана постоянная тревога и угроза из-за близкого рубежа. С гор к востоку от Кинерета, где разместились сирийские заставы «на каждое строение кибуца направлено оружие», периодически происходят обстрелы, есть раненые и население вынуждено держать в готовности убежища. Для защиты детского сада сооружена стена, «но это не помогло, его обстреливали четыре раза». Гости не трусят, но их удивляет способность кибуцников веселиться невзирая на угрозу. Глядя на развлечения евреев, тот же Симон говорит: «Я вас не понимаю. Вчера вас обстреливали сирийцы, а сегодня вы танцуете как ни в чём ни бывало». И получает ответ: «А что нам делать: Встать на колени и ждать своей участи». При этом авторы фильма не скрывают проблемы отношений с арабами и вкладывают в уста одному из евреев слова: «Мы никогда не хотели построить эту страну на ненависти».Ленту отличают неторопливый ритм, характерный для психологических драм. Большая часть эпизодов отснята в Израиле. Во второстепенных ролях задействованы местные актёры, среди них можно отметить Яэль Абекассис (Джудит). Софи Марсо убедительна в роли Лоры. В саундтреке сочетаются израильские песни, плясовые мелодии разных народов и оригинальная музыка Филиппа Сарда. Из многих зарубежных фильмов «Для Саши» отличает сочувственное описание жизни и проблем Израиля. В своё время лента прошла с успехом по экранам многих стран и получила хорошую прессу.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>