О Иерусалим (Франция-Великобритания-Италия-США-Израиль, 2006) Режиссёр Э. Шураки

Длительность 100 минут

В русских сайтах именуется попросту «Иерусалим». Экранизация одноимённой книги Ларри Коллинза и Доминика Лапьера (1972), по замыслу очень интересный, а по исполнению крайне спорный фильм. Завязка сюжета происходит в США. Вскоре после Второй Мировой войны в Нью-Йорке знакомятся молодой американский еврей Бобби Гольдман (Джей Джей Филд) и араб из Иерусалима Саид Шахин (Саид Тагмауи). Атмосфера всеобщего ликования делает их друзьями, но есть вопросы, вызывающие бурные споры. Это судьбы Палестины и Иерусалима, которые они понимают и оценивают с полярных позиций своих культур и религий. К тому же в их кампанию “затесался” пламенный сионист Джейкоб (Мел Рэйдо), подливающий своими высказываниями масла в огонь. Кончается словесное противостояние его отъездом в 1947 году в Тель-Авив, при этом Бобби, не забывающий о своём еврейском происхождении, следует за ним. Вскоре, туда же отбывает и Саид, ибо сценаристы сделали его племянником известного лидера арабских националистов Абдель Кадира. Оба вовлекаются в противостояние, делают карьеру во враждующих лагерях, но при этом не могут забыть о дружбе, связавшей их за океаном.

 Бобби вступает в Хагану (силы еврейской самообороны) и незамедлительно начинает участвовать в военных действиях против палестинцев. Во время арабского погрома, произошедшего в старом городе Иерусалима после признания ООН права евреев на создание своего государства, он теряет Джейкоба, погибшего от случайного выстрела. В дальнейшем Гольдман уже капитан и проявляет храбрость в сражениях войны за Независимость. Параллельно возвышается и Шахин, однако это происходит на фоне потерь среди его националистически настроенных родственников. Сначала погибает брат Амин, над телом которого Саид даёт клятву мстить ненавистным евреям. Затем (от руки Бобби!) пал дядя Абдель Кадир, один из руководителей палестинского сопротивления. Далее Шахин также становится командиром и продолжает воевать вплоть до финала ленты, где показано первое перемирие в июне 1948 года.С  точки зрения информативности фильм просто интересен. В нём подробно воспроизводится историческая обстановка в регионе, причём для придания действию достоверности, широко используется хроника тех лет. На экране проходят чередой самые знаменитые и менее известные события: голосование в ООН и последующая полярная реакция евреев и арабов на это решение. Начало военных действий и первая попытка осадить Иерусалим с боями за Кастель. В игровых эпизодах мы также видим попытки Израиля избежать вооружённого противостояния, в частности, свидание Голды Меир с королём Иордании Абдаллой. В этом ряду окончание срока действия мандата и провозглашение государства Израиль. Конфликт между Хаганой и Иргуном и трагедия деревни Дейр-Ясин. Вторая блокада Вечного города, бои за Латрун, создание «бирманского пути» и последние бои в Старом городе. Готовность обеих сторон к борьбе, насилие, теракты… Зритель видит Давида Бен-Гуриона (Йен Хольм), Голду Меир (Това Фельдшух), Абдель Кадира (Петер Поликарпу), короля Абдаллу и лорда Каннингема. Событийная сторона действия – то, что, без сомнения, удалось создателям фильма.Но, как только дело доходит до изображения главных персонажей, сценарий начинает вызывать раздражение. Вместо глубокой разработки характеров нам предлагают набор «штатных» ситуаций бессчётно использованных в мировом кино и без намёков не только на какое-то своеобразие, но даже на эмоциональную напряжённость. Главные персонажи изображают дружбу-вражду, но их отношениям не веришь. Любовь Бобби и Хадассы (Мария Папас) – еврейки с изломанной судьбой также неубедительна; у явно неплохой актрисы не оказалось материала для убедительного показа жизненной стойкости и незаурядности своей героини. И уж совсем вызывает недоумение (если не улыбку) эпизод, когда Гольдман лихорадочно организовывает свадьбу со смертельно раненой Хадассой, чтобы его возлюбленная покинула этот мир, как его жена. Где-то на заднем плане сюжета мелькает по-своему интересная, но психологически ничем не обоснованная история подружки погибшего Джейкоба нееврейки Кэти (Миари Моррисон), которая попадает в ряды Хаганы и участвует в боях за «город Христа».В традициях расхожей мелодрамы показана дружба-вражда главных персонажей. Её искренность не убеждает уже с первых «американских» фрагментов, чему причиной неяркая игра актёров. Да, создатели фильма старательно сталкивают их в различные моменты действия. Вот Саид помогает унести тело погибшего Джейкоба в один из домов Старого города и быстренько рисует на воротах полумесяц – знак спасающий группу евреев от преследующей их толпы мусульман-погромщиков. Вот он же, застав друга у тела убитого им Абдель Кадира изображает борьбу между чувством и долгом, а затем отпускает человека, которого должен бы убить. Или эпизод, когда Бобби оставляет возлюбленную и под видом заокеанского журналиста пытается пробиться через посты враждующих сторон к командиру Шахину, дабы поговорить с ним (зачем?). Тот отказывается от встречи с бывшим товарищем и велит подчинённому отвести его до еврейских постов, многозначительно прибавив: «Если с ним что-нибудь случится, я тебя убью». Все перечисленные эпизоды оставляют равнодушными и на этом фоне спасение Саида другом в конце действия выглядит хотя бы логически оправдано.Совершенно очевидно, что вся эта каша варилась ради пацифистской идеи: евреи и арабы, давайте жить дружно. Конечно эта мечта актуальна уже несколько десятилетий, но показанная через приёмы стандартной мелодрамы, она не только не впечатляет, но и ослабляет воздействие “событийного ряда” ленты. Мы давно  знаем: воевать нехорошо. Нам известно, что есть экстремисты и среди арабов, желающие сбросить евреев в Средиземное море и среди евреев, вроде Иргуна, обвинённого в уничтожении мирных жителей деревни Дейр-Ясин. Но поднятая фильмом тема заслуживает серьёзного подхода, а на экране показаны благородные представители двух сторон, вроде командира иорданского «Арабского легиона», заявляющего защитникам старого города: «Аллахом клянусь, вам никто не причинит зла» или самоотверженные “олим хадашим” идущие в бой за свою страну. Плакатно, но неубедительно и нет того внутреннего напряжения, которое отличает старый фильм О. Преминжера «Исход» (см каталог) и придаёт ему ту высшую достоверность, когда хочется сказать: «Верю, это было так».

Конечно, привлекателен замысел режиссёра Эли Шураки заключённый в словах: «Это история о том, что еврей и араб могут быть друзьями, и о том, что оба народа могут жить в мире… Мое самое большое желание – чтобы конфликт между арабами и евреями поскорее закончился. Именно для этого я считаю нужным сейчас вернуться и напомнить о настоящих истоках этого противостояния». Но вклад в разрешение проблемы оказался минимальным. Другая лента почти полувековой давности «Откинь гигантскую тень» (см каталог), посвящённая почти тем же событиям выглядит предпочтительнее, ибо не претендует на многозначительность, а честно показывает события войны за Независимость в жанре романтической мелодрамы.Несколько слов об истории постановки. Документально-художественная книга Доминика Ляпьерра и Ларри Коллинза «О Иерусалим» вышла в 1972 году и сразу же стала бестселлером: с тех пор продано 30 миллионов её экземпляров. Продюсер Андре Джауи ещё в 1990 году купил права на экранизацию этого творения. Работа над фильмом продолжалась 15-ть лет и после выхода он показывался на нескольких фестивалях. Своё впечатление от его просмотра автор аннотации высказал в тексте. Для зрителей интересующихся историей Израиля и отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>