Наоми (Израиль-Франция, 2010) Режиссёр Э. Цур

Длительность 98 минут

Экранизация первого романа популярной еврейской писательницы Эдны Мазиа (р. 1949) «Взрыв Х» – кстати именно под таким названием фильм шёл в прокате в Израиле. По жанру произведение является гибридом психологического детектива с мелодрамой. Пожилой профессор астрофизики хайфского Техниона Илан Бен Натан (Йосси Поллак) женатый на молодой красавице Наоми (Мелани Перес), с отчаянием узнаёт о счастливом сопернике. Мать, к которой сын бросился за сочувствием, предложила не придавать большого значения этому приключению, так как в прошлом частенько изменяла мужу. Это не утешило Илана и, когда  Наоми, по профессии дизайнер-оформитель книг однажды уехала по делам в Тель-Авив, ревнивый супруг устремился к своему сопернику, художнику Одеду Сафра (Рами Хейбергер). Увиденный в его домике холст с изображением обнажённой жены не оставил у Бен-Натана никаких сомнений в характере их отношений, но беседа поначалу шла в рамках приличий. Одед напрямую сообщил о взаимности чувств его и Наоми, а также об их желании соединить свои судьбы. Но он недооценил внешнее спокойствие Илана. В порыве ярости тот убил конкурента экзотическим способом, запихнув ему в горло курительную трубку.

Преступнику  удалось избавиться от трупа лишь помощью практичной матери Кейт Бен-Натан (Орна Порат). Они захоронили тело художника на кладбище, в могиле её недавно умершей  подруги Ханси Бауэр. После исчезновения любовника Наоми, естественно, погрузилась в состояние глубокой скорби, но через небольшое время стала пытаться раскрыть тайну внезапного “отъезда” Одеда. Теперь Илан следил за её изысканиями, уже не столько из опасений за себя, сколько из-за непрекращающейся ревности к покойнику. Чтобы вывести её из угнетённого состояния он предложил снять для неё на природе живописный дом со студией. Внешне всё возвратилось в привычную колею, чему поспособствовал разговор во время дня рождения профессора, когда к нему приехал друг детства, а ныне опытный следователь Антон Карам (Сухель Хаддад). Беседа зашла о нераскрытых преступлениях и криминалист рассказал историю очень похожую на исчезновение Одеда. По его мнению «человек сбегает от женщин, от долгов, от мафии. Чаще всего от женщин». Вместе с тем, его беспокоило подавленное состояние Илана. В ответ на расспросы тот отнекивается, но предложил поехать на  похороны очередной подружки матери (не путать с предыдущей).На кладбище главный персонаж завёл разговор с сестрой Ханси Бауэр и направился к месту её успокоения (в котором, как известно зрителю, покоилось тело его счастливого соперника). Надо полагать, писательница использовала многократно обыгранный ход о стремлении правонарушителей возвращаться на место преступления. Пока Илан прочувствованно читал Кадиш, внимательный Антон сразу сделал вывод, что могилу после захоронения перекапывали. С этого момента напряжение начинает быстро нарастать. С одной стороны профессор мечется между чувством вины и опасностью разоблачения («тайное всегда становится явным»). С другой – он занимает благородную позицию по отношению к беременной Наоми и готов воспитывать её ребёнка, хотя знает кто отец дитяти. Следователь постепенно продвигается к раскрытию убийства Одеда и зритель уже морально готов увидеть арест преступника. Но у авторов в запасе эффектный конец: посвящённая во все перипетии развития сюжета мать Илана Кейт взяла вину на себя и добровольно ушла из жизни. В прощальном письме на имя Антона (именно следователя) она сообщила, что знала о существовании любовника у жены сына и, видя как тот страдает, наняла некоего гастарбайтера, дабы убить художника. Тот выполнил заказ, получил за него 20.000 «зелёных», отбыл за границу и искать его ныне бесполезно. Дело закрыто, вопрос как будет жить чета Бар-Натанов  остаётся открытым.Как указывают рецензенты, режиссёр задался сложнейшей задачей перенести на экран произведение очень непростое не только по композиции, но и по стилю, ибо: «Роман начинается как психологическая драма а заканчивается гибридом фарса и триллера». Видимо фильм получился гораздо проще и поэтому не стал явлением и не получил ни большой прессы, ни внимания зрителей, хотя в отзывах справедливо отмечается актёрская работа Йоси Поллака.  Он умело подчёркивает некий внутренний «вес» личности Илана Бен-Натана, видимый через крупные планы и ощущаемый через многозначительные паузы. Учитывая невысокий темп развития действия, это очень важно для сохранения эмоционального напряжения. В остальном перед нами добротная работа с приличным ансамблем исполнителей. Для любителей израильского кино и экранизаций израильской литературы.   

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>